Паводок-2024: Макароны и лапша тонут в водах Урала, Тобола и Ишима

Урожай-2024 будет примерно на 10% меньше, чем в 2023-м, таковы прогнозы российских чиновников. Но они, как всегда, недоговаривают. В целом, наверное, с голоду мы не помрём, однако по ряду продуктов питания может случиться дефицит. Например, с макаронными изделиями.

Паводок-2024: Макароны и лапша тонут в водах Урала, Тобола и Ишима
© Свободная пресса

«Сбор зерна в РФ в 2024 году может снизиться до 132 млн тонн со 144,9 млн тонн в 2023 году. Производство масличных культур ожидается на уровне 28 млн тонн против 29,9 млн тонн в 2023 году, сахарной свеклы — в 47 млн против 53,1 млн тонн соответственно», — таков официальный прогноз Минсельхоза.

Причины традиционно не раскрываются, однако просто так ведомство не станет публиковать заведомый негатив. И беда, как несложно догадаться, может оказаться намного больше предсказанных цифр. Скорее всего именно так и произойдёт, в Минсельхозе просто решили заранее «подстелить соломки».

В частности, очень плохо, может быть, с пшеницами твёрдых сортов, которые выращиваются в Алтайском крае, а также в Оренбургской, Курганской, Челябинской, Омской, Саратовской, Самарской и Волгоградской областях. Там нынче пашня покрыта водой, и когда она спадёт – непонятно. Что будет после того, как паводок уйдёт, тоже неясно. Когда техника сможет выйти на поля и что там, на этих полях, будет после грандиознейшего потопа.

А твердые сорта пшеницы как раз и идут на спагетти, рожки, вермишель и т.д. Помните макароны «Макфа»? Они «родом» как раз из Челябинской области...

В Древнем Египте ежегодные разливы Нила – его тогда называли Великий Хапи – приносили на поля ил. Поэтому из года в год, из столетия в столетие, местные нивы не оскудевали – их регулярно орошала и удобряла могучая река. И до тех пор, пока туда не пришли арабы и не уничтожили всё трудолюбивое коренное население, Та-Кемет оставался житницей всего Средиземноморья.

Ровнять ежегодные разливы Хапи и нынешний паводок не стоит, в РФ сейчас налицо самая настоящая экологическая катастрофа. Во многом рукотворная, это признают уже и на самом верху.

Поля вода не удобрит, но точно сильно захламит и заболотит – урожай твёрдых пшениц под большим сомнением.

В настоящий момент в РФ действует запрет на вывоз данного зерна, он был введён в начале декабря 2023-го и действует до конца мая сего года. О причинах запрета Минсельхоз тогда не распространялся, однако ни для кого не секрет, что именно это зерно пользуется за границей повышенным спросом. Иначе итальянцы просто останутся без своих любимых макарон.

«Решение о запрете вполне логично, если исходить из доктрины продовольственной безопасности и самообеспеченности базовыми продуктами питания. Пшеница твёрдых сортов используется при производстве макаронных изделий, и неудивительно, что основные объемы экспорта уходили в традиционно «макаронные» страны ЕС. Никто из крупных экспортёров зерна от запрета не пострадает. Производство и экспорт твердой пшеницы несопоставимы с объёмами традиционной мукомольной пшеницы мягких сортов», – говорил после объявления запрета председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.

Наверное, торговля особо и не пострадает – в РФ производится около 700 тысяч тонн этого зерна при потребности рынка в 850-900 тысяч тонн. Вопрос в другом – пострадаем ли мы, простые потребители? Просто так Минсельхоз никакие запреты не вводит, а их появление свидетельствует о том, что ситуация критическая. То есть всё или почти всё уже вывезли.

«Цена внутреннего рынка стала высокой – если на старте сезона она была порядка 21 тысячи рублей за тонну, то сегодня у переработчиков, например на Урале, стоимость уже 33 тысячи рублей. Поэтому, чтобы не допустить увеличения стоимости макаронных изделий, введено такое ограничение. Чтобы хоть что-то осталось на внутреннем рынке», – объясняет вице-президент «Опоры России», председатель комиссии по развитию зернового комплекса Сергей Соколов.

Вывезти несложно, о объёмах незадекларированного экспорта зерна, которые по ряду направлений превышают официальные цифры экспорта, говорили неоднократно. В том числе на самом высоком уровне – губернаторы «хлебных» регионов. Толку ноль – Москва никак не отреагировала. Видимо, там всех всё устраивает.

Твёрдые сорта пшеницы в основном контрабандой вывозят через Казахстан, это тоже отнюдь не новость. Сколько её сейчас осталось в РФ – очень хороший вопрос.

Казахи не будут скандалить и препятствовать контрабанде российской пшеницы, так как от паводков сейчас пострадала их главная житница – та самая «Целина», то есть северный Казахстан. Вывозить на экспорт нечего, да и самим кушать что-то надо. В том числе и макаронные изделия тоже.

Более 50 млн тонн официально и 30-40 млн тонн нелегально – в этих объёмах жалкие 700 тысяч тонн «макаронного» зерна никто и не заметит. Его, судя по всему, в РФ уже и нет. Дефицита готового товара пока не наблюдается, но именно что пока – есть что доедать. Но что будет уже этой осенью совершенно непонятно.

Надо закрывать границы, жёстко, даже жестоко бороться с контрабандой – как это делает Батька. Иначе через какое-то время в РФ останется не только без макарон, но и без всех прочих продуктов. С сахаром уже доигрались, того и глади возникнет дефицит. Дальше будет хуже – начнется сезон заготовок варений, джемов, компотов и т.д. Тем более, Минсельхоз прогнозирует и тут снижение урожая.

Правда, как закрывать границы, в принципе непонятно. Особенно учитывая уровень коррупции. Границы с Казахстаном нет как таковой – там голая степь, езжай куда хочешь и вези что хочешь. Но ведь даже в портах Краснодарского края на зерновозы грузят миллионы тонн «левой» пшеницы и на это закрывают глаза. Нужно что-то менять на системном уровне.