Публицист Дмитрий Лекух: Европе физически нечем заместить российский СПГ
Новость о том, что ЕС собирается включить российский сжиженный газ в очередной санкционный пакет, наделала немало шума. Шум был похож на шипение из прохудившейся трубы. Причем шипели понимающие в газовой теме и энергетике люди в самом Евросоюзе.
Искрометная инициатива главы МИД Швеции Тобиаса Билльстрёма перед европейской прессой в преддверии министерского саммита в Люксембурге, которое и стало источником сенсации, было приятно цитировать западным СМИ. Но всех остальных этот далекий от энергетики человек погрузил в удушливую атмосферу дурной фантасмагории.
По данным Евростата, Россия сегодня контролирует пятую часть европейского рынка СПГ и является вторым поставщиком после США. Мгновенно и без последствий изъять из баланса такой объем довольно затруднительно. Во-первых, его нечем заменить физически, этот рынок и сегодня остродефицитен. Во-вторых, сам Джо Байден своим февральским указом запретил американским производителям СПГ заключать новые контракты с европейскими потребителями - мол, экология Мексиканского залива из-за добычи страдает. В-третьих, попробовать по старинке, пусть и втридорога, перекупить СПГ у развивающихся стран в той же юго-восточной Азии, сегодня может уже не выйти.
Оставим за скобками разгоняющий свою экономику Китай, скупающий СПГ откуда можно. Посмотрим на Персидский залив, через который, помимо нефти, транспортируется чуть ли не четверть мирового СПГ. Случись там что нехорошее, и домохозяйки родной Швеции придут к Билльстрёму спрашивать за опустевшие конфорки: "Пусть, Тобиас, ты не смог предотвратить очередной ближневосточный кризис, но учитывать ситуацию на глобальном энергетическом рынке ты ведь мог, верно?".
Но дело даже не в этом. Самое любопытное заключается в том, что мировая торговля СПГ один в один похожа на мировую торговлю нефтью, которую, как опять же показывает многолетняя практика, невозможно физически заблокировать, в отличие от трубопроводных поставок газа. Танкеры плывут туда, куда захотят.
Конечно, нельзя сказать, что для нас эти грозные меры не будут неприятны, но можно прогнозировать, что справиться с ними будет можно в горизонте трех-четырех месяцев. Так уже было с русской нефтью, с которой американские и европейские чиновники боролись куда жестче, чем обещает сейчас господин Тобиас Билльстрём. Но выглядит все это даже не как привычный уже в атлантической среде "дружественный огонь" по собственным ногам, а как ритуальное самосожжение.