Валерий Выжутович: Потребительские расходы россиян достигли шестилетнего максимума
По данным "Сбериндекса", потребительские расходы россиян достигли шестилетнего максимума. В реальном денежном выражении они превысили прошлогодние на 8,8 процента.
Самый значительный рост показали расходы на непродовольственные товары, увеличившись в марте на 14,3 процента, самый слабый - траты на услуги и общепит, поднявшись лишь на 2,8 и 2,9 процента соответственно. По сравнению с декабрем 2018 года в марте 2024-го объем покупок непродовольственных товаров вырос на 15,9 процента, расходы же на услуги и общепит - на 14 и 28,9 процента соответственно.
Наибольшая потребительская активность зафиксирована в первой неделе апреля. Тогда, по данным "Сбериндекса", рост потребительских расходов ускорился до 2,5 процента с 0,9 процента неделей ранее (без учета инфляции и сезонности). Согласно исследованию "Ромир", в первую неделю апреля средний чек на покупку товаров повседневного спроса был на 23,8 процента больше, чем год назад, и на 21,7 процента больше, чем неделей ранее. Авторы исследования отмечают, что россияне, вероятно, возвращаются к обычному стилю потребления.
По данным "Сбериндекса", сегодня потребительские расходы россиян достигли шестилетнего максимума
О высоком потребительском спросе, подогреваемом ростом зарплат и снижением безработицы, сообщил и Росстат. А Центробанк зафиксировал еще и относительно быстрый рост потребкредитования. Все говорит о том, что граждане возвращаются к активным тратам.
При этом потребительский спрос заметно переориентировался на рынок непродовольственных товаров.
Игорь Поляков, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), считает, что именно потребление непродовольственных товаров росло опережающими темпами. Это объясняется бурным ростом доходов, зафиксированным Росстатом.
Что касается инфляционных ожиданий населения, то они, по опросам ИнФОМ, заметно возросли. Рост зафиксирован только у людей без сбережений. У тех же, кто имеет сбережения, ожидания не изменились. Респонденты сообщали о сильном росте цен на услуги ЖКХ, лекарства, чай, кофе и яйца. Чаще стали сообщать о значительном росте цен на сыры и колбасы, одежду, обувь и кожгалантерею.
Население стало лучше оценивать свое текущее финансовое положение, отмечает Центробанк
"Инфляция по прошлому году у нас 12 процентов, это официальные данные, в реальности она гораздо больше. Из этого вытекает падение реальных доходов населения. Кроме того, важным тормозом потребительской активности являются страхи людей", - говорит директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец.
Макроэкономисты ЦБ отмечают устойчивость потребительской активности на фоне стабильной ситуации на рынке труда и расширения кредитования. Однако, по опросам ИнФОМ, проведенным по заказу ЦБ, более 70 процентов респондентов не имеют возможности ничего отложить. Здесь особенно неуверенно почувствовали себя предприниматели - о росте доходов заявили лишь 7 процентов. Среди пессимистично настроенных потребителей, по данным Росстата, заметную долю составляет молодежь. А вот наемные работники свое материальное положение стали оценивать выше. При этом на 29 процентов выросла доля населения, предпочитающего дорогостоящие товары, что объясняется развитием параллельного импорта.
Траектория потребления стала стремительно меняться уже в марте 2022 года, и в первом квартале наблюдался рост расходов на 4,7 процента. Россияне скупали холодильники, стиральные машины, автомобили, компьютеры. Запасались продовольственными товарами длительного хранения - мукой, крупой, сахаром, солью, консервами. На год вперед заготавливали лекарства. При этом за три месяца реальные располагаемые доходы упали на 1,2 процента. Откуда же взялись деньги на ажиотажные закупки?
"Рост расходов был профинансирован за счет изъятия средств из сбережений и структурной перестройки расходов, - объясняют авторы доклада, подготовленного Центром развития ВШЭ. - Использование населением кредитования на создание запасов было сильно ограничено".
Рост стратегических расходов (на товары длительного пользования и хранения) сопровождался тактической экономией - переходом на более дешевую еду (покупки свежих овощей уменьшились в марте на 17 процентов, а свежих фруктов - на 13), отказом от привычных услуг и развлечений.
По опросу ЦБ, 30 процентов россиян предпочтут сделать крупную покупку вместо того, чтобы отложить деньги на будущее.
Население стало лучше оценивать свое текущее финансовое положение, отмечает Центробанк в докладе об инфляционных ожиданиях граждан. Однако, по мнению экспертов, инфляционные ожидания пока подвержены колебаниям.
"Как правило, за периодом, когда растут инфляционные ожидания в производственном секторе, следует и их рост в потребительском секторе. Поэтому не стоит успокаиваться. Инфляционные ожидания могут снова вырасти", - говорит главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев.
Конечно, у каждой семьи свои потребительские стандарты. Структура потребления каждого человека может отличаться от среднестатистической. Вопрос лишь в том, приведут ли инфляционные ожидания к фактическому росту потребительских цен, а рост инфляции - к умеренности в тратах.