Членство РФ в ВТО консолидирует конструктивно настроенные государства Глобального Юга
МОСКВА, 28 мая. /ТАСС/. Участие России во Всемирной торговой организации (ВТО) способствует консолидации конструктивно настроенных государств Глобального Юга, а также поддерживает справедливую архитектуру международных отношений. Следует из ответов правительства РФ на вопросы депутатов Госдумы к отчету кабмина
"ВТО является универсальной институциональной основой многосторонней торговой системы и регулирует около 98% мировой торговли товарами и услугами. США и их сателлиты последовательно ведут дело к подрыву этой системы и дискредитации ее регулирующих институтов. В этих условиях активное участие России в ВТО способствует консолидации конструктивно настроенных государств Глобального Юга, разделяющих российские подходы к выстраиванию многополярной и справедливой архитектуры международных отношений на основе международного права", - говорится в ответах правительства.
В случае выхода России из организации страна перестанет участвовать в процессах международного разделения труда и инвестиционного сотрудничества. А это чревато снижением вовлеченности РФ в глобальные производственно-сбытовые цепочки, что отразится на уровне и качестве внешнеэкономических связей, подчеркивают в правительстве РФ.
"С учетом интегрированности России в мировое хозяйство выход из ВТО привел бы к исчезновению правовой определенности и предсказуемости в торговле в первую очередь с дружественными России государствами, искусственной самоизоляции российской экономики и ограничениям возможностей для наращивания несырьевого экспорта на внешние рынки", - указывается в документе.
О ВТО
Всемирная торговая организация - специализированное учреждение ООН, осуществляющее разработку и внедрение новых соглашений в области мировой торговли, а также надзор за их исполнением. Штаб-квартира расположена в Женеве.
ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), действовавшего с 1947 по 1994 год. Основные цели ВТО - либерализация мировой торговли, обеспечение справедливых условий конкуренции, снятие торговых барьеров. В рамках организации проводятся переговоры между странами - членами, регулируются торговые споры, осуществляется мониторинг национальной торговой политики, оказывается содействие развивающимся государствам.
История переговоров России и ВТО
22 августа 2024 года исполнится 12 лет со дня вступления России во Всемирную торговую организацию. Переговоры о вступлении в ВТО велись в течение 18 лет. Количество стран, с которыми приходилось улаживать разногласия, постоянно увеличивалось. В 2011 году их было 62 (включая Евросоюз как организацию), на тот момент это был самый большой состав Рабочей группы (орган по ведению переговоров о вступлении в организацию) в истории ВТО.
Наиболее сложными были переговоры с США и Евросоюзом. В частности, с США долгое время не удавалось решить вопросы по доступу на российский рынок американской свинины и по защите прав интеллектуальной собственности (с 1997 года Россия находится в американском списке стран, в которых систематически нарушается авторское право). Протокол о завершении переговоров был подписан 19 ноября 2006 года, однако спорные вопросы обсуждались еще почти пять лет. Лишь 14 октября 2011 года стороны заявили, что все проблемы решены.
Вступление России в ВТО
Заключительное заседание Рабочей группы состоялось 10 ноября 2011 года в штаб-квартире ВТО. Протокол о присоединении был подписан министрами стран - участниц организации 16 декабря 2011 года. 10 июля и 18 июля 2012 года документ ратифицировали Госдума и Совет Федерации, 21 июля закон о ратификации подписал Путин. Через 30 дней, 22 августа 2012 года, наша страна стала полноправным членом ВТО.
Участие России в документах ВТО
Вступив в ВТО, Россия присоединилась к некоторым соглашениям, заключенным в рамках организации, участие в которых не является обязательным.
По оценке экспертов, вступив в ВТО, Россия улучшила условия доступа своей продукции на иностранные рынки, расширила возможности для зарубежных инвестиций, а также получила право отстаивать свои интересы в системе решения споров. При этом российская сторона теперь имеет меньше возможностей по защите внутреннего производителя с помощью пошлин и других дискриминационных мер по отношению к импортным поставкам.