Войти в почту

Минэнерго: Разработан механизм, препятствующий "серому" экспорту дизеля

В России разработан механизм, препятствующий экспорту дизельного топлива (ДТ) не его производителями, сообщили в Минэнерго.

Минэнерго: Разработан механизм, препятствующий "серому" экспорту дизеля
© Российская Газета

Ведомство совместно Минфином, Минэкономразвития и Федеральной таможенной службой (ФТС) проанализировало опыт применения временных запретов на экспорт бензина и дизельного топлива. Работа проведена как с точки зрения баланса спроса и предложения и ценообразования на внутреннем рынке, так и с точки зрения влияния на возможности перепродажи на экспорт топлива, предназначенного для внутреннего рынка России. В результате разработан механизм, позволяющий не допустить экспорт ДТ предприятиями, которые приобрели товар на биржевых торгах. При этом сохраняются возможности для экспорта дизельного топлива производителями без ограничений по направлениям поставок и видам транспорта.

В настоящее время проект нормативного акта проходит процедуры межведомственного согласования, сообщили в Минэнерго.

Первый раз запрет на экспорт бензина и ДТ был введен в сентябре прошлого года, когда розничные и оптовые цены на автомобильное топливо пошли вверх. Причиной подорожания чаще всего называют попытку изменить параметры топливного демпфера (компенсации из бюджета нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных). Объем выплат нефтяникам сначала уменьшили в два раза, а после роста цен на топливо вернули на прежний уровень. Но еще одной из причин роста цен стал "серый" экспорт. Когда компании покупали ДТ на бирже (то есть для российского внутреннего рынка, объемы, за которые выплачивался демпфер), а потом перенаправляли это топливо на экспорт.

Запрет на экспорт ДТ действовал около месяца, после чего был снят. Дело в том, что именно ДТ основной экспортируемый продукт отечественной нефтепереработки. За границу поставляется от 30 до 50% от объемов производства ДТ. Поэтому при полном запрете возникает риск быстрого затоваривания рынка, переполнения доступных хранилищ и, как итог, снижение производства ДТ.

В марте этого года правительство возобновило действие запрета на экспорт бензина, но вывоз ДТ не был запрещен. Рост внутреннего спроса на ДТ начинается с середины лета, что связано с подготовкой и проведением сельхоз работ.