Финляндия объявила, что теперь по «урановым делам» она в Европе - главная
В Евросоюзе появилось государство, добывающая собственный уран. Это Финляндия. Её горно-металлургическая компания Terrafame (56,1% госучастия) уже приступила к работе на руднике Talvivaara в промышленном районе Соткамо на северо-востоке страны, что 150-200 км от границы с Карелией.
В этом районе, к слову, расположен популярный у европейцев и до недавнего времени у россиян, спортивно-туристический курорт Вуокатти - с горнолыжными склонами, парком приключений, озёрными пейзажами, песчаными пляжами...
Горнодобывающая площадь составляет 60 кв. км. Освоено из них к нынешнему июню треть. По данным Terrafame, в 1 кг поднимаемой из-под земли руды содержится около 17 мг урана. В планах предприятия - выйти на полную мощность к 2026 году. Объем производства, как предполагается, составит к тому времени около 200 тысяч тонн в год. Предполагаемый срок действия месторождения не менее 30 лет. Добытый уран будет отправляться за границу для переработки.
Компания планирует превращать его в желтый кек-концентрат в виде порошка, получаемый в результате очистки урановой руды от примесей. Он используется в производстве ядерного топлива для атомных электростанций.
Суоми, таким образом, стала первой страной в ЕС, добывающей стратегический уран.
Ранее права добывать уран лишилась французская компания Orano. Она занималась разработкой одного из крупнейшего в мире уранового месторождения Имурарен в Нигере. Местные власти отказались продлевать договор, срок которого истек 19 июня текущего года. В Нигере, кто не в курсе, находятся богатые запасы данного металла, от которого сильно зависит французская, и не только, атомная отрасль. Эта африканская страна является одним из ведущих его экспортеров в ЕС (24%). Следом идут Казахстан (23%) и Россия (20%).
Как аукнется вся эта история нам? Насколько реальны то ли планы, то ли мечты финского правительства «подвинуть» нашу страну на мировом рынке ядерного топлива?
- Добыча урана нашими недружественными соседями — это никакая не замена российского топлива для США и ЕС. Тут для самих финнов хватило бы, – ответил на звонок «СП» Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ. – Кроме того, добыв, они должны будут произвести из урана ядерное топливо, обогащая его. Но такой возможности у них нет. Нужно кооперироваться с ядерными странами.
«СП»: То есть, Суоми не конкурент России?
- Нет, конечно. Объёмы у них очень-очень небольшие. Дай Бог, если хватит хотя бы частично загрузить этим топливом две свои собственные АЭС. Скорее подспорье – при условии, что смогут снизить стоимость топлива для себя. Но точно не для ЕС и, тем более, США, где таких станций много.
«СП»: А американцы, которые ввели «урановые санкции» против нас, что тут выигрывают?
- Тоже фактически ничего. Они когда вводили запрет на наше топливо, отдельно прописали в документе, что если будет рост цен на него, то их правительство обязано будет исключить из-под санкций российский обогащенный уран, и погасить дефицит, снизив цены. Себя не обижают.
Продолжает тему Малек Дудаков, известный российский политолог, публицист.
- Нужно понимать, что спрос на уран во всем мире сейчас растет. Пришло понимание необходимости развивать атомную энергетику как единственную возможность устроить «зеленый переход», замещая традиционные энергоносители. Нефть, газ, уголь только ветряками и солнечными панелями заместить нереально.
И во многих странах Европы на фоне экономического кризиса начали возвращаться к теме индустриальной энергетики. Хотя и не все. Германия, например, продолжает закрывать оставшиеся у неё АЭС. А чехи наоборот - хотят построить новые. К этому стремятся и в Британии, Польше. И в странах глобального юга, где наши специалисты строят сейчас такие станции - в Турции, Бангладеш.
«СП»: В Финляндии был совместный с РФ проект по сооружению АЭС «Ханхикиви-1» на берегу Ботнического залива...
- С началом СВО финны его национализировали. Буквально отобрали у нас. Но, я думаю, они все-таки надеются довести до логического конца историю с «Ханхикиви-1». И зарабатывать на росте спроса и цен на уран. Другое дело, что, опять же, для создания урановой индустрии нужны компетенции, опыт, вложения. Понадобится очень большое количество времени, чтобы достичь какого-то эффекта.
Что в США, что в Финляндии, других странах Запада технологии мирного атома не развивались десятилетиями. Компетенция, как и опыт, утрачены. Не думаю, что им удастся навязать нам конкуренцию. Россия как была, так и останется одним из ключевых игроков.
«СП»: Но что-то из-за санкционного запрета РФ все-таки теряет?
- Мы ничего не теряем. Как были, так и остаемся на прочных позициях рынка продаж урана и строительства АЭС. У нас выгодные контракты. Развиваем эту отрасль, получая большие деньги.
«СП»: Тот случай, когда можно сказать – «спасибо санкциям»!
- Да. А для Запада… Цены на обогащенный уран на европейском рынке будут продолжать подниматься. Экономические проблемы нарастать. В той же Финляндии сейчас колоссальный бюджетный дефицит - почти 20%. О каком восстановлении былого благополучия страны можно говорить?.. Разработка уранового рудника для неё точно не панацея.