Эксперты оценили перспективы Астраханской области как ключевого звена транскаспийского участка МТК «Север – Юг»
«Развитие логистической инфраструктуры Астрахани выглядит очень перспективным, учитывая стратегическое расположение региона и растущий объем грузооборота. Астрахань расположена в месте, где река Волга впадает в Каспийское море, что делает регион важным транспортным узлом для перевозки грузов», – заявила эксперт в сфере государственной молодежной политики, сотрудник Думы Астраханской области Фатима Бакаева.
Она добавила, что для развития выросших показателей необходимо реализовывать комплексные стратегии развития, включая модернизацию портов, строительство новых терминалов и улучшение транспортной сети.
О том, какая работа уже проводится в настоящее время, рассказала глава управления по разработке и реализации проектов ГКУ АО "Центр стратегического анализа и управления проектами" Яна Абдуразакова.
«В рамках развития транспортно-логистической инфраструктуры на Каспии в Астраханской области активно реализуются ряд проектов. В частности, ведется развитие Каспийского кластера, модернизация и расширение грузовых терминалов, а также обновление флота, что способствует повышению эффективности и конкурентоспособности транспортной инфраструктуры региона», – отметила она.
По словам директора Астраханского филиала Президентской Академии РАНХиГС Андрея Петраева, еще в 2000 году, когда было подписано Межправительственное соглашение о создании коридора "Север-Юг", Астраханской области была отведена ключевая роль в формировании и обслуживании существующих и потенциальных грузопотоков. Однако тогда речь шла лишь о значительном (50-процентном) снижении времени доставки грузов из стран Юга и Юго- Восточной Азии в Европейскую часть России и в страны Персидского залива.
«В последнее время стало ясно, что данный проект является стратегическим и обеспечивает экономическую и не только независимость России на юге, позволяя, в т ч., избежать опасностей, связанных с судоходством в Красном море и расширять сотрудничество с дружественными странами. Сложившаяся геополитическая ситуация априори предполгает снижение грузооборота в портах Азово- Черноморского бассейна и некоторого снижения в портах Арктики и Дальнего Востока. И хотя Астраханский порт не является самым крупным в России по мощности, и доля грузооборота морских портов Каспия составляет пока около 1% от общего грузооборота по России, но динамика роста стабильна и впечатляет», – подчеркнул он.
Петраев добавил, что развитие Транскаспийского участка МТК " Север- Юг" имеет и социальный эффект, выраженный в обустройстве его пространства- строительство новых дорог, предприятий инфраструктуры, создание дополнительных рабочих мест и возможностей прибыльного инвестирования частному бизнесу.
Позицию Петраева поддержал и член Общественной палаты Астрахани Сергей Аксенов, отметивший, что в условиях экономической блокады и санкций со стороны некоторых Западных стран, Россия смогла беспрецедентно быстро переорентировать логистические потоки на Восток.
«Международный транспортный коридор Север-Юг подтверждает свою актуальность и выгоду в условиях современных реалий. Транскаспийский участок МТК, включающий в себя портовые мощности Астраханской области становится все более востребованным. Сложившаяся ситуация, в свою очередь, придает положительную динамику развитию региона. В данной ситуации положительную роль сыграла дальновидеость Губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина, который с первых дней своего руководства регионом поставил перед исполнительной властью задачи по поддержке транспортно - логистической отрасли и развитию портовых мощностей. Вместе с тем, активно продвигает политику поддержки отрасли на Федеральном и Международном уровнях», – заявил Аксенов.
Министр промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Илья Волынский отметил, что грузооборот морских портов Каспийского бассейна за январь-май 2024 года вырос на 34% до 3,8 млн тонн даже несмотря на то, что в этот же период грузооборот морских портов России в целом уменьшился на 3,4%.
Морские порты Астрахань и Оля, подчеркнул он, стабильно сохраняют положительную динамику роста грузооборота. Суммарный грузооборот морских портов Астрахань и Оля за прошлый год составил 4,5 млн тонн. По итогам пяти месяцев 2024 года, перевалено 2,38 млн тонн грузов, темп роста к аналогичному периоду прошлого года составил 161 %.
Основную номенклатуру грузов портового комплекса Астраханской области по итогам 5 месяцев 2024 года составляет зерно – рост практически в 2,5 раза (1,4 млн тонн); на 80% увеличилась перевалка бумаги, на 26% - продуктов, в пять раз полипропилена, более чем втрое – перевалка цемента; перевалка импортных и экспортных грузов увеличилась более чем на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составила 405,7 и 1905,4 тыс. тонн соответственно. 73,4 тыс. тонн составила перевалка каботажных грузов с ростом на 55%; количество судозаходов почти на 30% превышает показатели 2023 года. Количество судозаходов иностранных судов составило 567 единиц, превысив на 52% показатели аналогичного периода 2023 года, из них 485 единиц – иностранные суда под иранским флагом.
«Названные цифры подтверждают возрастающую роль Астраханского региона на маршруте транспортного коридора «Север-Юг», – подытожил Волынский.