Войти в почту

Трудовая миграция: Экономист Белоусов солидарен с Карлом Марксом - гастарбайтеры России не нужны в принципе

Федеральный проект «Качественная трудовая миграция» в рамках национального проекта «Кадры» будет обсуждаться в конце июля на стратегической сессии в правительстве. С его помощью предполагается «повысить управляемость найма» иностранцев через развитие организованного набора мигрантов.

Трудовая миграция: Экономист Белоусов солидарен с Карлом Марксом - гастарбайтеры России не нужны в принципе
© Свободная пресса

Рулить процессом будет специально созданный для этого единый оператор ППК «Работа в России». Ещё одна спецоперация, но уже против коренных народов России, скажут критики. Так ли они не правы?

По информации РБК, новшество предполагает жесткую привязку иностранного работника к работодателю, о чём говорят уже давно. Мол, потенциальный трудовой мигрант ещё до въезда в РФ должен знать, где конкретно он будет работать. А не пускаться в свободное плавание по окончании срока договора или раньше, туда, где платят больше - в курьеры, например.

В этом случае работодатель должен нести ответственность не только за ввоз, но и за вывоз иностранного работника и не перекладывать издержки на государство.

Видимо, поэтому в случае реализации проекта «Равшанам и Джамшудам» будут проводить дактилоскопию в их родных странах. Наследил в России, нарушил закон — можно точно установить, кто именно это сделал. Правда, круг самих этих стран предлагается расширить.

Не зря в качестве возможных доноров трудовых ресурсов обсуждались Бангладеш, Мьянма, Пакистан, страны Африки. Туда же — вовне РФ — выносится медосмотр и проверка знаний русского языка. К 2030 году по целевому набору приедут 300 тысяч трудовых мигрантов.

Слабость описанной концепции очевидна даже навскидку. Более-менее безупречно выглядит лишь дактилоскопия — её сложно подделать. И то не факт. А уж липовую справку о медосмотре в Оше или Хороге сделают точно не хуже, чем в Москве. Рассчитывать на честный приём экзамена, тем более на адекватное обучение русскому языку в инокультурной среде тоже наивно. Если за языковую «коммерцию» у нас берут преподавателей профильных вузов, чего ожидать от тамошних кадров? Самообман.

Но даже если предположить, что все эти кондиции заработают идеально, без нареканий, то в соответствии с планом проекта на этих условиях к 2030 году въедет всего лишь 300 тысяч иностранцев. В среднем по 50 тысяч в год. Но это же капля в море!

По данным ФСБ, только в первом квартале 2024 года иностранцы с целью работы въехали на территорию России 1,4 млн раз. Основная их часть — граждане Узбекистана и Таджикистана. Причём соглашения об оргнаборе с этими странами уже существуют, но должным образом не действуют.

А значит, вышеописанная схема банально нерабочая. Есть, видимо, интересанты, люди и структуры, которым выгодно её обходить. Догадаться кто именно не сложно. В России от мигрантов сильно зависят такие отрасли экономики как стройка, ЖКХ, сельское хозяйство, сезонные работы.

Именно для них введение организованного набора будет наиболее чувствительным, цитируют СМИ слова вице-президента РСПП Федора Прокопова. Боятся? Значит им выгодно текущее положение. В народе РСПП кличут «профсоюзом олигархов».

Докатились до такого не сразу. Первоначально, мигранты были выгодны работодателям низкой ценой своего труда, возможностью выжимать из них все соки, в отличие от местных.

Со временем зарплаты подросли и сейчас некоторые мигранты, те же курьеры, получают суммы, сопоставимые с айтишниками. Но в целом они по-прежнему привлекательны для работодателей своей организованностью. Диаспоры поставляют нужное количество гастарбайтеров «под ключ», решают бытовые вопросы, улаживают конфликты. Удобно.

Пронизав собой всю российскую экономику, трудовые мигранты стали её якобы незаменимым элементом. Выдерни, и здание обрушится. Так, видимо, кажется рулевым экономическими процессами. Хотя это просто инерция.

Менять систему лень, поэтому проще оставить всё как есть. А чтобы начальство сверху и народ снизу не ругались, можно объявить панацеей оргнабор. Но хрен редьки не слаще. Неработающая схема оргнабора или нынешняя мигрантская стихия — вот какой выбор предлагается российскому обществу.

Между тем, проблема избыточной трудовой миграции легко решается ростом производительности труда. Дмитрий Белоусов из ЦМАКТ (экономист, как и его брат Андрей Белоусов, ныне министр обороны) просчитал эффект от повышения производительности в России до уровня Италии.

В этом случае в базовых несырьевых отраслях высвободится до 25 млн рабочих мест. Дефицит рук исчезнет. Гастарбайтеры станут лишними. Даже если все они уедут домой, русских людей хватит, чтобы самим поднимать свою страну.

А значит, необходимо развивать механизацию труда, малую и большую, автоматизацию, устанавливать роботов. Но для этого нужно сначала перекрыть поток трудовых мигрантов в страну, создавая запрос на технологическое перевооружение производства. Иначе бизнес будет саботировать усилия по росту производительности труда, предпочитая десяток «гастеров» с лопатами, покупке одного экскаватора. Процесс этот отчасти уже начался в виде ограничения некоторых видов деятельности для приезжих вроде такси.

Нет такого преступления, на которое не пойдёт капитал ради 300 процентов прибыли. Так, кажется, говорил Карл Маркс, обитавший в цитадели капитализма — Британии.

То, что сейчас наблюдается в сфере миграции, очень похоже на описанный классиком процесс. Речь идёт о преступлении против нации. Ведь общее количество гастарбайтеров, включая членов их семей, которые порой не работают, но получают пособия, по словам главы СК Бастрыкина, составляет то ли 14,5, то ли 16,5 млн человек. Это уже не трудовая, а замещающая миграция.

А значит вопрос этот не только экономический, но и политический. Сосредоточенные в крупных городах, московской и питерской агломерациях, трудовые мигранты и их семьи формируют свой мир, далёкий от правил привычных местному населению.

Появление самых настоящих гетто как в столичных Котельниках, Печатниках или Текстильщиках, нервирует местное население, которое в условиях холодного гражданского конфликта перестаёт воспринимать аргументы об экономической целесообразности завоза рабсилы.

Тем более, такой целесообразности, как оказалось, нет.

Новости, мнения, комментарии о мигрантах и миграции читайте, — в теме «Свободной Прессы».