Войти в почту

В Сибири сделали ставку на логистические хабы

Разворот российского экспорта с Запада на Восток повысил роль СФО в логистической цепочке. Об этом свидетельствует ряд подписанных на XXVII Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) соглашений в сфере создания и развития транспортно-логистических центров в регионах СФО. Ставку на логистические хабы подтвердили и участники прошедшего в Новосибирске XI международного Сибирского транспортного форума (СТФ).

В Сибири сделали ставку на логистические хабы
© Российская Газета

Руководители сразу нескольких сибирских регионов на ПМЭФ-2024 договорились с компанией Fesco о сотрудничестве, которое предполагает развитие транспорта и логистики, в том числе контейнерных грузоперевозок, объемы которых год от года растут. Эту позитивную тенденцию отметил специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин на прошлогоднем Сибирском транспортном форуме. В 2024-м эта тема также в числе актуальных.

- Двадцать лет назад доля грузов, приспособленных к перевозке контейнерами, составляла у нас десять-двенадцать процентов, в Европе - более тридцати процентов. Сегодня производители понимают, что везти просто навалочные грузы дорого или нереально. Поэтому они должны быть приспособлены под контейнеры, - отметил Игорь Левитин.

Сотрудничество с компанией намерены развивать Томская и Иркутская области. В частности, в Приангарье рассматривают возможность создания портово-логистического кластера в Усть-Куте для централизации доставки топлива в рамках северного завоза.

В Новосибирской области по соглашению о намерениях, подписанному губернатором Андреем Травниковым и президентом компании Fesco Аркадием Коростелевым, планируется увеличить мощности контейнерного терминала. "Для нас это важно. Мы не раз говорили, что транспорт и логистика - это один из приоритетов и конкурентных преимуществ нашей экономики", - подчеркнул Андрей Травников на полях ПМЭФ.

- Для нашей компании Новосибирская область является одним из ключевых звеньев в цепочке интермодальных и внутрироссийских маршрутов через регионы Западной Сибири. В Новосибирске у группы есть собственный терминал для обработки и хранения контейнеров, который мы активно задействуем, - сообщил Аркадий Коростелев, отметив заинтересованность в расширении присутствия в сибирских регионах.

Он также заметил, что "Новосибирская область - это не только хорошо развитый промышленный и наукоемкий регион, он играет особую роль в функционировании и развитии буквально всей транспортной инфраструктуры России, соединяя европейские регионы с Сибирью и Дальним Востоком".

За последние пять лет Новосибирская область приобрела статус одного из крупнейших транспортных хабов страны. По данным регионального минтранса, в области построено и работает более пятидесяти складских контейнерных площадок, крупнейшие из них - Промышленно-логистический парк и первая очередь федерального мультимодального транспортно-логистического центра (ТЛЦ) "Сибирский", которую открыли в ноябре 2023 года. Ввод второй очереди запланирован на осень 2024-го.

ТЛЦ способен обслуживать до одного миллиона контейнеров ДФЭ (условная единица учета) в год и одновременно несколько контейнерных поездов, идущих из Азии. Благодаря этому будут оптимизированы цепочки поставок и снижены нагрузки на федеральные и региональные автотрассы. Общий объем инвестиций в проект, реализованный на площади около четырехсот гектаров, составил более пятнадцати миллиардов рублей.

Как уточнил на пленарном заседании Сибирского транспортного форума председатель совета директоров "Новосибирского транспортного терминала" Александр Кахидзе,

ТЛЦ - это яркий пример реализации проекта в формате "грузовой деревни". Он станет логистическим ядром создаваемой в Новосибирской области первой особой экономической зоны промышленно-производственного типа, а также крупнейшего в Сибири промышленно-логистического парка. В ОЭЗ планируется разместить около пятидесяти новых предприятий.

Основные складские и логистические контейнерные терминалы в Новосибирской области сконцентрированы в трех крупных транспортно-логистических зонах - западной, восточной и южной. В областном правительстве подчеркивают, что они обеспечивают не только межрегиональные перевозки, но и международные, прежде всего с Китаем, а также развивающиеся с Ираном и Индией.

По словам президента Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири (СТЭЛС) Сергея Максимова, в Новосибирской области с 2018 года мощности складов типа А и Б выросли на 75,2 процента. На начало 2024-го доля свободных площадей составляла менее 2,5 процента при нормативе в десять процентов. В планах региона в ближайшие пять лет увеличить вместимость на 82 процента. Это реальные цифры с учетом темпов реализации инфраструктурных проектов в сфере логистики, подчеркивают в СТЭЛС.

Другие регионы тоже делают ставку на развитие логистики.

Так, в этом году в городе Новоалтайске Алтайского края по подписанному на ПМЭФ-2024 соглашению новосибирская компания "НАДстрой" приступит к созданию крупного современного логистического комплекса. Сумма инвестиций предварительно оценивается а 4,2 миллиарда рублей. Как пояснил губернатор Виктор Томенко, комплекс должен отвечать всем потребностям федеральных ретейлеров, маркетплейсов, а также малого и среднего бизнеса.

- Это важный шаг и в развитии логистических услуг в Алтайском крае, и в расширении деловых связей. Потребность в современных складских комплексах сейчас достаточно высокая, есть дефицит площадей, - прокомментировал глава региона в своем телеграм-канале. - С учетом значительных изменений в логистических цепочках, которые произошли за последние несколько лет, эта отрасль - одно из перспективных направлений развития экономики края, особенно с учетом растущей активности предпринимателей и увеличивающегося интереса к нашему региону.

Между тем

Еще одна часть соглашений касалась создания складов для хранения продовольственных и непродовольственных товаров, что позволит сократить сроки доставок, в том числе заказов на маркетплейсах. Соглашение о строительстве универсального склада на территории Кемеровского муниципального округа подписали врио губернатора Кузбасса Илья Середюк и управляющий партнер компании "Кузбасс Логистик" Виктор Железнов. По данным пресс-службы администрации регионального правительства, в реализацию проекта планируют инвестировать не менее пяти миллиардов рублей, а также создать до четырех тысяч рабочих мест.

"Чтобы предпринимателей в нашей области было больше, а их обороты росли, подписали соглашение с маркетплейсом Ozon. Договорились, что в будущем году компания запустит у нас новый сортировочный центр площадью двадцать тысяч квадратных метров", - рассказал об еще одном соглашении глава Кузбасса.

В большом числе документов, подписанных властями Омской области на ПМЭФ, также есть соглашение о строительстве логистического комплекса Ozon на базе крупнейшего омского логопарка "Солнечный". "Открытие центра планируется в 2025 году, здесь будут работать более 1,5 тысячи человек", - прокомментировал губернатор Виталий Хоценко.