Федеральная антимонопольная служба выступает за возврат к запрету экспорта бензина с 1 августа. Предложение ФАС сделано на фоне продолжающегося увеличения биржевых цен на бензин, которые в июле обновили максимумы за 2024 год. По мнению экспертов, цены растут в условиях снижения продаж топлива нефтекомпаниями и роста спроса.
При этом Минэнерго регулярно сообщает, что ситуация с обеспечением топливом всех регионов стабильна. Говорит руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов:
Григорий Баженов руководитель аналитического центра Независимого топливного союза «Тогда они просто как минимум остановят цены на бирже в отношении как раз именно бензина. В лучшем случае они могут даже чуть подупасть. Ну и, соответственно, не будет риска раскручивания именно опт-розницы, что не будет существенной трансляции в розницу. Ценовая ситуация в экономике не очень благоприятная. И, видимо, на фоне разговоров о дальнейшем увеличении ставки и повышении денежно-кредитной жесткости тоже идут дополнительные предложения замедлить темп роста розничных цен. Конъюнктура хорошая, товар уходит, плюс ко всему есть определенные проблемы в части контроля поставок из-за того, что есть серый рынок. Вот мы и получаем то, что получаем».
В 2024 году правительство ввело запрет на экспорт бензина с марта по август. В марте ряд крупнейших российских заводов пострадали от атак дронов, что привело к сокращению выпуска бензина. Применяемый с марта запрет на экспорт позволил избежать дефицита топлива, и после восстановления нефтепереработки правительство решило смягчить эмбарго. В первый раз вывоз топлива был разрешен с 20 мая по конец июня, а затем — до конца июля. Такое право у правительства остается и на август.
Говорит Дмитрий Гусев, зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», которая объединяет производителей и поставщиков энергоресурсов.
Дмитрий Гусев председатель правления ПАО «Совкомбанк» «Запрет на экспорт впервые использовали в этом году первого марта, и он показал свою эффективность на нескольких первых месяцах, то есть март, апрель, май. Мы это прекрасно увидели на том, что впервые за несколько десятков лет в начале пикового сезона цены снижались. Поэтому все-таки с учетом того, что было разрешение на экспорт, но оптовые и биржевые цены начали расти, в июне и в июле, несмотря на то, что Минэнерго нам говорил, что запасы достаточны, и в принципе там никто из потребителей не говорил о том, что есть проблемы с топливом. Но есть проблемы с растущими ценами, раз цены продолжают расти, то должны поступить факторы давления на них. Ну и, соответственно, даже на основании требования ФАС о возврате к запрету экспорта, то есть не введения этой нормы, а на основании того, что ФАС выступает за эту норму, это может сработать на снижение цен на бирже».
Накануне на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже цены продолжили свой рост. Стоимость 92-го бензина превысила 56 тысяч рублей за тонну против 49 тысяч в середине июня, цена АИ-95 выросла почти до 69 тысяч рублей. В середине июня он стоил около 55 тысяч.