Войти в почту

Пульс угля — 15 июля: угольная промышленность в моменте

Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе на европейском спотовом рынке цены опускались до пятимесячного минимума (чуть ниже 102 долл./т.), двигаясь в диапазоне 102-104 долл./т., на отсутствии поддержки со стороны фундаментальных факторов. Спрос на августовские поставки отсутствовал. Спред цен спроса и предложения на сентябрьские судовые партии расширился до 100-109 долл./т.

Тематическое фото. источник: CAA

Ураган Берил не оказал влияния на поставки СПГ из США, что привело к падению цен на газ в Европе до самого низкого уровня за последние два месяца. Газовые котировки на хабе TTF снизились до 349 долл./1000 м3 (-21 долл./1000 м3 за неделю).

Индекс южноафриканского угля 6000 удерживается выше 105 долл./т. Сезон муссонов в Индии продолжает сдерживать активность потребителей южноафриканского материала. Участники рынка ожидают улучшение ситуации со спросом в конце июля-начале августа, после того как 23 июля индийское правительство представит бюджет на 2024-2025 гг., а конечные потребители вернутся на рынок для пополнения запасов.

Запасы угля на угольном терминале Richards Bay выросли до более комфортного уровня в ожидании технического обслуживания железной дороги, которое будет проводиться с 23 июля по 1 августа. В текущее время запасы находятся на отметке 3.2 млн т. (+0.7 млн т. за неделю).

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 1 долл./т. до 120 долл./т. На внутреннем рынке Китая наблюдается медленное укрепление цен на энергетический материал. Поддержку котировкам оказывают ожидаемое увеличение потребления угля после окончания сезона дождей в большинстве восточных и центральных регионов. Метеорологическое бюро предсказывает волну жаркой погоды до 40˚С, что потенциально повысит спрос на электроэнергию для кондиционирования и снизит запасы угля на электростанциях.

Кроме того, в преддверии заседания Правящей партии Китая, 15-18 июля, ожидается замедление добычи. Пленум КПК может придать дополнительный импульс экономике: правительство ранее пообещало, что на встрече будут озвучены комплексные реформы, чтобы установить ориентиры на долгосрочную перспективу.

При этом часть участников рынка сохраняет понижательный настрой, указывая на сохраняющиеся значительные запасы угля по всей цепочке поставок (у производителей, портов и ТЭС), а также невысокую активность на рынке морских перевозок.

Запасы угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили до 14.95 млн т. (-0.3 млн т. за наделю), запасы в 9 крупнейших портах увеличились до 27.4 млн т. (+0.7 млн т. к 03.07.2024 г.).

Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 91.5 долл./т. (-0.8 долл./т. к 03.07.2024 г.), цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR опустилась до 52 долл./т. FOB Kalimantan (-1 долл./т. к 03.03.2024 г.). Спрос на индонезийский материал со стороны Китая и Индии остается ограниченным. Текущий уровень запасов позволяет китайским трейдерам избирательно подходить к тендерам. Аналогичная ситуация наблюдается с индийскими контрагентами на фоне стабильного роста добычи угля в стране.

Высококалорийный австралийский уголь 6000 находился в диапазоне 133-134 долл./т. Росту цен продолжает препятствовать слабый спрос со стороны азиатских стран, сравнительно низкие цены на СПГ и достаточный объем предложения материала.

Индекс австралийского металлургического угля HCC скорректировались ниже 255 долл./т. Ажиотаж на рынке премиального металлургического материала, вызванный остановкой шахты Grosvenor компании Anglo American, утих.

Спрос на спотовые тоннажи со стороны покупателей из Индии и Индонезии остается невысоким, а суда с погрузкой в июле-августе от трейдеров и австралийских производителей доступны в достаточном количестве. Большинство заводов в Индии и Юго-Восточной Азии обеспечены всеми необходимыми запасами материала. По мнению участников рынка, цены будут зависеть от спроса в Индии после сезона муссонов. Портовые запасы коксующегося угля в Индии увеличиваются четвертую неделю подряд и достигли отметки 5.4 млн т. Спрос со стороны китайских потребителей остается невысоким, учитывая доступность американского и канадского угля.

На рынке угля PCI поддержку ценам на уровне 200 долл./т. продолжает оказывать ограниченное предложение материала со стороны Австралии и России.

Госдума одобрила повышение НДПИ для угля

Государственная дума РФ, 10 июля 2024 г., приняла в третьем чтении проект закона, предусматривающий увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для угля.

Тематическое фото. источник: piqsels.com

Цена отсечения, при превышении которой будет взиматься надбавка к НДПИ в размере 10% от превышения пороговых значений, составит 120 долл./т. для энергетического угля, 167 долл./т. для коксующегося угля и 135 долл./т. для антрацита.Также в формуле расчета НДПИ на уголь будут учитываться цены в портах Дальнего Востока, Северо-Запада и Юга. В первоначальном варианте отсечка была определена на уровне 100 долл./т. для энергетического и 140 долл./т. для коксующегося угля.

Надбавка начнет действовать c 1 января 2025 г. НДПИ не будет повышаться на энергетический уголь, поставляемый на внутренний рынок.

Данной инициативой правительство стремится компенсировать выпадающие доходы от отмены экспортной пошлины, однако увеличение налоговой нагрузки на угольную отрасль может негативно отразиться на добыче и инвестициях.

Власти пока не уточняют источника котировок, которые будут учитываться при расчете. На фоне падения цен на международном рынке, роста себестоимости и транспортных расходов экспортеры уже сталкиваются с отрицательной рентабельностью по большинству направлений. За последние годы налоговая нагрузка на угольщиков увеличивалась неоднократно.

Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 1 полугодия 2024 г. упала до 102.5 млн т. (-6.2 млн т. или -5.7% к январю-июню 2023 г.). Совокупные экспортные ж/д отгрузки в 1 полугодии текущего года сократились до 94.9 млн т. (-10.9 млн т. или -10.3% к январю-июню 2023 г.).

Российские порты повышают ставки перевалки угля

Стивидорные компании в российских морских портах начали повышать ставки перевалки угля на экспорт.

ематическое фото. автор/источник: LETOPISEC/Shutterstock

В июне 2024 г. ставки перевалки угля на некоторых терминалах порта Усть-Луги выросли на 5%. С 1 июля 2024 г. компания ОТЭКО увеличила ставку перевалки на угольном терминале в Тамани на 2 долл./т. или на 11%. Кроме того, ставка в порту Тамань привязана к выполнению плана поставки угля на терминал. Недопоставленные объемы грузоотправи-тель компенсирует стивидорной компании за счет увеличения ставки перевалки. При этом выполнение планов поставки угля на терминал в большинстве случаев зависит от РЖД. В июне фактический объем перевалки угля через терминал составил 1.4 млн т., что ниже согласованных РЖД заявок угольных компаний.

Из-за высокой стоимости перевалки в феврале-марте 2024 г. угольные компании перестали отправлять грузы через порт Тамань. 28 марта правительство РФ подвергло ОТЭКО критике в связи с завышенными ставками. ФАС нашла в действиях ОТЭКО признаки установления необоснованных тарифов на услугу по перевалке угля, и компании было предписано разработать и утвердить в течение месяца коммерческую политику, которая должна определять порядок расчета тарифа на экономически обоснованном уровне с учетом среднеотраслевой рентабельности и объема перевалки на уровне 2023 г.

Несмотря на снижение ставок перевалки руководством терминала ОТЭКО в Тамани до 16-18 долл./т., лишь отдельные поставщики угля возобновили поставки в порт. Рентабельность поставок FOB из Кузбасса по-прежнему остается отрицательной на фоне высоких ж/д тарифов и низких мировых цен на уголь. Кроме того, большинство участников рынка опасаются, что в случае роста угольных индексов, ставки перевалки в Тамани также начнут увеличиваться.

Российские поставщики сокращают экспорт на всех направлениях, поставки через порты Юга, а также Северо-Запада остаются убыточными, поэтому мощности инфраструктуры угольного терминала ОТЭКО, вероятнее всего, будут оставаться недозагруженными.

По предварительным данным, в первом полугодии 2024 г. перевалка угля в порту Тамань составила 5 млн т. (-9 млн т. или -64% к аналогичному периоду 2023 г.).

Доля убыточных угольных компаний в России составила 52.4%

В январе–апреле 2024 г. 52.4% российских угольных компаний были убыточны (данные Росстата). В январе-апреле 2023 г. доля убыточных предприятий угольной отрасли составляла 32.7%, в январе-апреле 2022 г. она была на уровне 20.6%. Таким образом, доля убыточных компаний за год выросла в 1.6 раза, а за два года увеличилась в 2.5 раза.

Тематическое изображение от freepik

Суммарная прибыль компаний угольной отрасли относительно аналогичного периода прошлого года упала почти в 15 раз, что обусловлено падением цен на мировом рынке, кратным увеличением себестоимости и сокращением объемов экспорта из-за удорожания логистических затрат, включая увеличение в 2024 г. ж/д тарифа на транспортировку угля, ставок предоставления полувагонов и тарифов на перевалку угля в экспортных портах. Кроме того, введенные в Китае с января 2024 г. пошлины на импорт энергетического и коксующегося угля также оказывают влияние на рост убыточности российской угольной отрасли.

Мировые цены на энергетический уголь приближаются к среднему уровню 2017–2021 гг. (94 долл./т.), поэтому сокращение рентабельности может стать долгосрочным трендом для российских компаний. В среднесрочной перспективе роста цен не ожидается из-за стабильного предложения и низких цен на газ.

Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.

При этом, даже в случае роста мировых цен, российские производители угля не смогут быстро восстановить добычу, так для возобновления прежнего уровня производства потребуются месяцы, при условии наличия инвестиций, принимая во внимание достаточно сильный рубль, при высоких кредитных ставках на уровне 17% внутри страны и отсутствии возможностей внешнего кредитования.

Сокращение российских экспортных поставок в 2024 г. из-за санкций, с учетом объемов СУЭК, Мечела, Сибантрацита, Эльги, Коулстар и Майрыхского разреза может составить около 60 млн т. При сохранении санкционного режима в 2025 г. на рынок не попадет около 80-90 млн т. угля.

Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 1 полугодия 2024 г. упала до 102.5 млн т. (-6.2 млн т. или -5.7% к январю-июню 2023 г.). Совокупные экспортные ж/д отгрузки в 1 полугодии текущего года сократились до 94.9 млн т. (-10.9 млн т. или -10.3% к январю-июню 2023 г.).