Что будет с ценами на бензин к концу года

Запрет на экспорт топлива из России, предложенный ФАС 12 июля, представляется целесообразным: эта мера может позволить решить проблемы с биржей и наполнить внутренний рынок в условиях повышенного спроса, связанного с ремонтом нефтезаводов и проблемами на железной дороге. Об этом «Парламентской газете» рассказал президент Российского топливного союза (РСТ) Евгений Аркуша. Что будет с ценами на бензин и не возникнет ли в стране его дефицит — читайте в нашем материале.

Что будет с ценами на бензин к концу года
© Парламентская газета

Разрыв между спросом и предложением

Напомним: как сообщил ТАСС со ссылкой на пресс-службу Федеральной антимонопольной службы, ведомство призвало запретить с 1 августа экспорт бензина из России.

«ФАС России поддерживает возврат к запрету экспорта бензина с 1 августа 2024 года, — цитирует информагентство сообщение пресс-службы. — Временное разрешение экспорта вводилось до конца июля, на данный момент продление этой меры не обсуждается

По словам главы РСТ Евгения Аркуши, вероятность того, что в августе экспорт топлива из России действительно запретят, высока. Причина тому — нарушение баланса спроса и предложения на бирже.

«У нас сейчас активно растет спрос — причем не только в рознице, среди обычных автомобилистов, но и, скажем так, в опте, — отметил эксперт. — Потому что резко увеличились сроки отгрузок на нефтеперерабатывающих заводах и сроки поставок топлива по железной дороге, причем последние выросли до максимальных значений. А предложение, к сожалению, баланса не обеспечивает — на биржах топлива продается все меньше и меньше».

Почему так происходит, сказать трудно, отметил собеседник издания. Одна из возможных причин — отсутствие дополнительной сессии на бирже. Нефтяные компании не только продают мало топлива, но и сами покупают его на бирже. Раньше для этого существовала дополнительная сессия — там не было торгов, все сделки проводились адресно, цена формировалась по итогам основной сессии. Сейчас этой дополнительной сессии нет, поэтому компании вынуждены осуществлять покупки в основной. Естественно, они создают дополнительный спрос, который влияет и на ценовые индикаторы.

Топливо больше не в приоритете

Добавляют остроты ситуации и логистические проблемы на железной дороге, о которых говорилось выше. По словам Евгения Аркуши, сами нефтяные компании указывают на нехватку вагонов, из-за которой они вынуждены продлевать уже заключенные сделки. А тут на носу еще и вступление в силу обновленной редакции так называемых правил недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре железнодорожного транспорта. Если раньше нефтепродукты относились к третьей очереди грузов (выше — только грузы, приоритетность которых определена федеральными законами, и грузы, предназначенные для регионов, пострадавших от стихийных бедствий или других ЧП), то новые ПНД, которые заработают с 1 сентября, резко опустят их в шестую очередь и ниже — об этом, в частности, заявляли сами РЖД в интервью РБК от 11 июня. Евгений Аркуша эту ситуацию охарактеризовал просто: «Значит, с доставкой все будет совсем плохо».

«Правительство сейчас этим вопросом занимается, пытается все-таки как-то приоритет обеспечить, — подчеркнул собеседник издания. — Но получится ли из этого что-то — пока неизвестно».

Поможет ли тут запрет экспорта? По мнению Евгения Аркуши, хуже не будет. И даже более того, скорее всего экспорт с августа действительно перекроют, чтобы стабилизировать биржу, опустить цены и решить проблемы с логистикой.

Что это значит для обычных автомобилистов? Как ни странно, ничего. Бензин и дизель, отметил Евгений Аркуша, к концу года, безусловно, подорожают, но планово, на уровень инфляции, который Центробанк в июне оценивал на пять с половиной процентов.

«Эти два рынка — оптовый и розничный — у нас друг от друга отвязаны. На оптовом все зависит от баланса спроса и предложения, а розница жестко зарегулирована, — подчеркнул глава Топливного союза. — Поэтому да — подорожание на уровень инфляции будет, но не более того».