Калининградские янтарщики увеличат объемы внутренней переработки сырца
Около 70 процентов всего янтаря, который добывают в самом западном регионе страны, поставляют за рубеж. Такие цифры озвучили на прошедшем VII Международном экономическом форуме янтарной отрасли. Объемы вывоза сырья превысили плановые показатели, а вот его переработка внутри российского эксклава, напротив, до установленных значений не дотянула. Корреспондент "РГ" выяснил, как с учетом этих проблем будут корректировать стратегию развития янтарной отрасли на ближайшие годы.
Инвестиции в добычу "солнечного" камня уже превысили 2,5 миллиарда рублей. Это рекордные показатели для отрасли. При этом объемы добычи продолжают расти.
- За последние десять лет нам удалось увеличить их в два раза - с 13 до 25 тонн янтаря, что позволяет расширять рынки сбыта не только внутри страны, но и за границей. Если говорить о структуре прибыли, то пока доход от реализации готовой продукции составляет 20 процентов. Этот показатель мы планируем увеличить в ближайшие три года, - акцентировал внимание исполнительный директор Госкорпорации Ростех Олег Евтушенко.
Грубо говоря, в Калининградской области хотят сместить вектор с продажи сырца в сторону переработки и изготовления продукции из янтаря. Смена ориентиров позволит развиваться местному бизнесу, которому в одиночку сложно пробиться на внешние рынки. В том же Китае, например, хватает собственных обработчиков янтаря. Поэтому Поднебесную интересует, в первую очередь, калининградское сырье, а не серьги, бусы или фигурки из "солнечного" камня. На существующий дисбаланс неоднократно указывали предприниматели, входящие в региональный кластер янтарной промышленности.
- Если говорить о стратегии развития янтарной отрасли, то у нас перевыполняется план по добыче и экспорту, но при этом отстает переработка. Во многом это обусловлено последствиями санкционного удара, который все янтарщики ощутили в 2022 году. Это и валютные колебании, и сложности с транзакциями, и взаимодействие с зарубежными партнерами, - отметил руководитель янтарного промышленного кластера Антон Федосов. - Важно, чтобы у национальных переработчиков, а не у иностранных компаний был приоритетный доступ к необходимым фракциям и объемам янтаря. Это поможет российским предприятиям наращивать объемы закупок сырца и, как следствие, его переработки. Полагаю, что новая стратегия, которую сейчас разрабатывают, учтет этот момент.
Для простого потребителя новый подход будет означать более богатый выбор янтарной продукции и ценовую конкуренцию. Сегодня многие предприниматели, работающие с "солнечным" камнем, продолжают изготавливать паучков, котиков или янтарные картины по лекалам советских времен. Куда более выигрышно смотрятся частные мастерские, следящие за дизайном и модными трендами. Да, ценник в них значительно выше, но современные покупатели все чаще обращают внимание на эксклюзивность товара.
Такую задачу поставил себе и Калининградский янтарный комбинат. Генеральный директор предприятия Михаил Зацепин подчеркнул, что сегодня важно говорить не только о росте объемов переработки, но и об улучшении качества продукции. Одной из главных задач на ближайшее время станет "повышение уровня художественного мастерства при создании изделий из янтаря". Они должны быть модными и современными. Так, на производстве уже запустили линейку актуальных аксессуаров и одежды. Новый подход поможет, по мнению руководства комбината, продвинуть "солнечный" камень как внутрь страны, так и за ее пределы.
Поддерживать внутреннего производителя поможет система прямых оптовых договоров, которую разработали в правительстве Калининградской области. Она дополнительно ограничивает возможность перепродажи янтаря и гарантирует стопроцентную переработку купленного сырья внутри региона.
70 процентов янтаря сегодня продается в страны Азии
Впрочем, акцент на местного производителя вовсе не означает, что экспортное направление забросят. Спрос на янтарь продолжает расти в Китае и Арабских Эмиратах. Так, например, предприниматель из ОАЭ Кандаи Танал Али рассказал на Международном экономическом форуме янтарной отрасли, что в зоне Персидского залива стало заметно больше мастеров, работающих с этим камнем. "На рынке сегодня большая конкуренция, поскольку предприниматели с Ближнего и Среднего Востока, из стран Прибалтики и, конечно, из Калининграда и Москвы стараются производить продукцию высочайшего качества", - заключил бизнесмен.
Региональные власти экспортное направление поддерживают, но все же акцентируют внимание на внутреннем рынке. "Сейчас лишь 30 процентов калининградского янтаря перерабатывается в эксклаве. Остальные 70 процентов экспортируются в Азиатский регион и на Ближний Восток. Мы должны уйти в более глубокую переработку", - сообщил зампред правительства Калининградской области Дмитрий Кусков и добавил, что эту директиву обязательно отразят в обновленной стратегии развития отрасли.
Тем временем
Новую стратегию развития янтарной отрасли до 2030 года, по данным областного правительства, разработают и подпишут до конца 2024-го. Документ будет развивать и совершенствовать уже хорошо работающие направления. Речь идет о внутренней переработке, экспорте и сохранении текущего уровня добычи янтаря. Последний, к слову, достиг рекордных 600 тонн в год. Кроме того, до конца текущего года по калининградской франшизе откроют три магазина с изделиями из "солнечного" камня в Китае, один - в Гонконге, еще два - в России.