Обновлено в 19:52
Турецкий экспорт в Россию за прошедшее полугодие упал почти на треть. В годовом выражении он составил 4,16 млрд долларов, подсчитало турецкое статистическое ведомство TurkStat. В июне Турция отправила в Россию товары на 670 млн долларов, в то время как месяцем ранее отправила на 784 млн.
В прошлом же году за тот же месяц товаров было отправлено почти на миллиард долларов. Снизился также импорт Турцией товаров из России — на 10%. Основную долю поставок составляют энергоносители. Главным фактором для снижения экспорта-импорта стали санкции США, говорит директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев:
— Турция была одним из партнеров, с которыми активизировалась торговля. Сейчас он несколько реагирует на это, что появились и другие партнеры. Несколько ситуация улучшается в том смысле, что находят слово и поставщики, и покупатели, поэтому, видимо, на это тоже реагируют. Несколько выравнивается ситуация после совсем нетипичной ситуации в 2022-м и частично в 2023-м. Плюс есть и проблемы с платежами, но это решается.
— А из чего состоит этот товарооборот, что Россия поставляет, а что она покупает у Турции?
— Покупает очень широкий ассортимент — это готовые изделия: и потребительские, и промышленного назначения, в основном машинооборудование и так далее. А поставки — это продовольствие и энергетические ресурсы, металл, химикаты. Будет нормально развиваться, потому что Турция важный партнер всегда была и, я думаю, останется.
С начала года ситуация с платежами из России в Турцию резко обострилась. Банки не проводят переводы, затягивают процедуры комплаенса, ограничивают предельные суммы для сделок.
Business FM узнала у представителей бизнеса, работающего с Турцией, как сейчас проходят платежи и как налажены поставки:
Старший партнер компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло:
«Я думаю, что физический импорт из Турции упал где-то процентов на 35-40. По ощущениям и по динамике размещения клиентских заказов хотелось бы все-таки сделать некоторое уточнение. Дело в том, что Турция выступала крупнейшим транзитером для товаров, которые следовали из Европы. Сейчас наблюдается значительное падение оборота таких товаров, потому что европейские санкции ужесточаются, европейские экспортеры уже обложены дополнительными санкционными ограничениями в том смысле, что на них даже накладывается уголовная ответственность, если они отгружают подсанкционный товар в третьи страны, понимая, что он идет в конечном итоге в Россию. Это первая причина. Вторая причина, что в Турции с января текущего года практически ограничены любые трансграничные платежи, то есть у нас значительные сложности с взаиморасчетами между Турцией и Россией, — это вторая причина. И третья причина, я думаю, что многие импортеры, которые импортировали продукцию из стран ЕС, так или иначе нашли либо какую-то альтернативу на рынке стран АТЭС, в первую очередь в Китае, либо в принципе перестроили, переориентировали свой бизнес на какие-то другие товары. Потому что мы видим и значительное падение европейского импорта, и видим значительное падение турецкого физического импорта — на 35-40% точно».
Управляющий партнер ГК «Энергопроф» Дарья Царькова:
— Наша компания занимается поставками промышленного оборудования — генераторного, компрессорного, источников бесперебойного питания. Мы предоставляем оборудование различного мощностного ряда, то есть это и очень мощное оборудование, и менее мощное, именно для производственно-промышленных компаний. На текущий момент у нас было в начале года снижение по представителям турецкой марки ввиду того, что были сложности поставок, так как были сложности с переводом денежных средств. В том числе у нас даже были проблемы с обслуживанием ранее поставленного оборудования по гарантии, потому что запчасти доставляли с трудом, не проходили оплаты. На текущий момент, насколько нам известно, ситуация исправилась, у наших поставщиков есть продукция на заказе и будет прибывать осенью этого года. То есть мы надеемся, что складские позиции будут увеличены и данная ситуация будет нивелирована.
— Экспорт товаров из Турции в Россию в первом полугодии упал на 28%.
— Мы бы оценили, что больше, в связи с тем что у нас в определенный момент товар из Турции фактически просто перестал поступать на складские остатки, то есть его практически не завозилось. По той информации, которую предоставляли коллеги, были сложности с тем, что платежи либо не проходили вообще, либо зависали на стороне турецких банков и не находили своих адресатов именно уже в Турции, то есть проходили через Россию, но оставались там. Были и такие истории, что и из России платежи не выпускались.
Предприниматель из Москвы Борис, который возит промышленное оборудование из Турции:
— Мы занимаемся импортом и продажей российской продукции, которая изготавливается на территории РФ, но с начала этого года, как начались проблемы с платежами, с Турцией невозможно работать, потому что невозможно туда отправить деньги никаким образом, потому что санкционные списки ЕС и США подразумеваются такими, что там в несанкционном списке только продукты питания, медикаменты и текстиль. Платежи никаким образом — ни в рублях, ни в лирах — не уходят. Есть у нас конкуренты, партнеры, у которых в Турцию за турецкую продукцию получается отправить рубли, мы пробовали, все равно банки отказывают. Хотя вроде один и тот же банк наш российский отправляет, но не получается у нас. Следовательно, пока с Турцией мы не сотрудничаем. На этом фоне то, что товарооборот между нашими странами в этом году падает, не вызывает удивления.
— Пытались ли решить вопрос как-то через посредников?
— В связи с этим развилось очень много предложений, но там тоже не до конца прозрачные схемы, это накладывает определенные риски на работу со стороны таможенных и налоговых органов, поэтому мы не используем их. Ждем, что каким-то образом межправительственные встречи или еще что-то помогут это решить.
В прошлом декабре США ввели механизм санкций против банков третьих стран за взаимодействие с российским военно-промышленным комплексом. А в этом июне Штаты расширили определение «военно-промышленного комплекса» России, включив в него все компании и всех физлиц, которые попали или попадут под санкции после апреля 2021 года. Это сказалось на торговле России и Турции очень серьезно, говорит начальник аналитического отдела компании «Риком-траст», доцент Всероссийской академии внешней торговли Олег Абелев:
Олег Абелев начальник аналитического отдела компании «Риком-траст», член Ассоциации владельцев облигаций «Основной причиной снижения товарооборота является, естественно, давление санкций и трансграничные платежи, вернее, трудности с этими трансграничными платежами, именно поэтому снижение на 28% полугодие к полугодию, с 6 млрд долларов до 4 млрд с небольшим. И вопрос именно с платежами из России в Турцию, потому что многие турецкие банки закрывают корсчета российским контрагентам, опасаясь риска вторичных санкций, после того как в декабре 2023 года США ввели механизм ответственности всех банков третьих стран за взаимодействие с Россией. Что касается движения в обратном направлении — импорт Турцией товаров из России, — то здесь тоже снижение, но не такое сильное, примерно на 10%, там в основном история связана с энергоносителем, потому что Турция импортирует из России энергоносители. США часто считают, что это продукция двойного назначения, платежи Турции за импортируемую из России нефть по этой же самой причине тоже усложнены. Если мы говорим про товарооборот, то структура понятна, еще раз повторюсь, импорт — это в основном энергоносители и сырье первичное — нефть и электроэнергия. Если мы говорим про товары, которые идут из Турции в Россию, то это в основном продукция сельскохозяйственного, агропромышленного комплекса и пищевых производств, небольшая доля легкой промышленности».
Весной агентство Reuters сообщало, что санкционные трудности затронули и платежи Турции за импортируемую из России нефть. Пока турецкий экспорт в Россию находится на исторически высоких уровнях. По сравнению с первым полугодием 2021 года, еще до основных санкций, экспорт Турции в Россию увеличился более чем в 1,5 раза.