Войти в почту

Лесные грузы: внутренние перевозки растут, экспортные падают

ЛПК идет в рост

Лесные грузы: внутренние перевозки растут, экспортные падают
© РЖД-Партнер

Как сообщили РЖД-Партнеру в аналитическом центре «ТрансЛес», наиболее значимым и стабильно увеличивающимся уже длительное время является сегмент рынка, связанный с внутренними перевозками лесной продукции.

В I полугодии по отношению к 2023 году отправки необработанной древесины для дальнейшей переработки на российских предприятиях увеличились на 4% – до 8,7 млн т. При этом наблюдается хороший спрос по всем сортиментам, что подтверждается ценовой конъюнктурой. В начале лета росли цены на балансы, пиловочник, фанерный кряж.

Российские предприятия увеличили производство продукции ЛПК по следующим номенклатурам: целлюлоза – на 0,3%, бумага и картон – на 8%, фанера – на 10%,

ДСП – на 19%, ДВП – на 16%.

Рост поставок продукции на внутренний рынок стал одним из основных драйверов увеличения производства, делают вывод в «ТрансЛесе».

Экспорт и дальнейшие планы

Что касается экспортных железнодорожных перевозок древесины и пиломатериалов, то по ним продолжается падение. В январе-июне они снизились на 10%, до 5,8 млн т.

Сократился экспорт в такие страны, являющиеся потребителем российской лесопродукции, как Узбекистан (-22% по отношению год к году), Азербайджан и Иран (- 9%), Китай (-10%). Стоит сказать, в КНР сократились поставки и круглого леса, на 22%. Тем не менее Поднебесная остается главным импортером российских лесных грузов. На эту страну приходится более 72% лесного экспорта из РФ.

Среди причин снижения экспортных перевозок, отмечают в «ТрансЛесе» – инфраструктурные ограничения на Восточном направлении, вследствие чего замедляется оборот вагонов. Тенденция низкой оборачиваемости появилась и на остальных направлениях, что приводит к оттоку грузов на другие виды транспорта, где это возможно. В частности, в Центральной Азии и Азербайджане.

Другой негативный фактор – продолжающийся кризис на рынке недвижимости КНР. По данным таможенной службы Китая, объем импорта леса и пиломатериалов снизился на 1% в 2024 году по сравнению с прошлогодним периодом, а по сравнению с 2019-м – на 30%.

При этом, поскольку китайцы отдают предпочтение закупке необработанной древесины, доля России на китайском рынке также продолжает снижаться. Для Поднебесной основным импортером необработанной древесины является Новая Зеландия, которая продолжает укреплять лидирующую позицию. В сравнении с 2023 годом страна увеличила поставки этой продукции в КНР на 18%, а по сравнению с 2019-м – на 8%.

Кроме того, Китай снял ограничения на поставки древесины из Австралии, введенные в 2020 году, сейчас австралийские поставщики активно наращивают отгрузки в этом направлении.

Как рассказал зампред комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Олег Кувшинников, в этом году завершается доработка Стратегии развития лесного комплекса РФ. Упор в ней делается на развитие внутреннего потребления лесопродукции. В то же время стоят амбициозные планы и по экспортным поставкам, в первую очередь по продукции глубокой переработки. К 2030-му экспорт продуктов деревообработки должен возрасти не менее чем на 66% по сравнению с 2023 годом.

Конечно, для достижения данных целей необходимо увеличивать бюджетные ассигнования. «Понимаем, что будущее лесного комплекса всецело зависит от своевременности лесоустройства, и наша позиция довольно жесткая – финансирование на эти работы нужно срочно увеличивать. Иначе мы не сможет планировать дальнейшее освоение лесов и вовлечение в оборот новых лесных участков», – заявил О. Кувшинников.