Выплаты нефтяникам из бюджета разделят по видам топлива
Правительство планирует изменить правила выплат компенсаций нефтяникам из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок (демпфер), разделив их по видам горючего - бензин и дизельное топливо (ДТ). Превышение максимально установленной цены для одного вида топлива не повлияет на выплаты для поставщиков другого вида. Соответствующий законопроект разработал Минфин.
Демпфер компенсирует часть разницы между индикативной (условной) ценой топлива, установленной государством, и его экспортной стоимостью. Выплачивается он за оптовые поставки топлива с отклонением от индикативной цены (в среднем за месяц) не более 10% для бензина и не более 20% - для ДТ. Определяются внутренние цены поставок по торгам топлива на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (СПбМТСБ). По действующим правилам при превышении хотя бы одного из этих значений демпфер обнуляется.
Бензин и ДТ производятся в России в разных объемах и часто разными нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ). Бензин в основном выпускается для внутреннего рынка, на экспорт уходит лишь малая часть, тогда как половина объемов нашего ДТ отправляется за границу. Также у них не совпадают сезоны высокого спроса. Для бензина период роста потребления - сезон отпусков, с конца весны до осени. Для ДТ - это время активных сельскохозяйственных работ, с конца лета до ноября. В результате обнуление демпфера, к примеру, из-за роста цен на бензин, било по компаниям, производящим ДТ, и, соответственно, приводило к его подорожанию (компенсация-то не выплачивается), и наоборот. Теперь этот перекос в правилах хотят ликвидировать.
Разделение выплат по видам топлива поможет лучшему регулированию внутреннего рынка
Как отметил в беседе с "РГ" заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев, желание правительства разделить выплаты по демпферу по видам топлива абсолютно правильное и будет способствовать лучшему регулированию внутреннего рынка. Если что-то случилось с бензином и он сильно подорожал, не совсем корректно будет не выплачивать демпфер по ДТ и наоборот. Это может только усугубить ситуацию на рынке.
Но предлагаемые сейчас корректировки демпфера могут не решить все проблемы на нашем топливном рынке. Дело в том, что демпфер определяется по котировкам на бирже бензина марки АИ-92 и летних сортов ДТ. Сейчас наибольший рост на торгах показывает бензин марки АИ-95. И ожидается, что цены на ДТ традиционно вырастут осенью, а потом относительно уже свершившегося подорожания подскочат в момент перехода с летних сортов ДТ на зимние, поскольку они стоят дороже. Бензин АИ-95 и зимний дизель демпфером не учитываются.
Как отмечает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин, то, что биржевая цена АИ-95 не учитывается в расчетах по демпферу, дает нефтяникам возможность увеличения маржи переработки без угрозы потери субсидий. Это объясняет более чем двадцатипроцентную разницу в биржевой стоимости АИ-92 и АИ-95, возникшую сейчас.
Он также уточняет, что рубеж августа и сентября традиционно является периодом роста цен на ДТ, не станет исключением и нынешней год. Основной прирост будет наблюдаться не на бирже, а в мелкооптовом сегменте, где во время прошлогодней уборочной кампании цены доходили до 100 тыс. руб. за тонну. Цены на бирже тогда лишь ненадолго превысили отметку в 75 тыс. руб. за тонну.
По словам эксперта по энергетике Кирилла Родионова, нефтяники ищут лазейки, которые бы позволяли повышать маржинальность производства и сбыта нефтепродуктов без угрозы потери субсидий и запретов на экспорт. Это касается биржевых цен на бензин АИ-95 и на зимнее дизельное топливо. Именно в этих сегментах будут сохраняться риски опережающего роста топливных цен.
При этом, с точки зрения Гусева, демпфер справляется со своей задачей - нормализовывать общую ситуацию на топливном рынке. Просто некоторые параметры демпфера и правила работы топливного рынка необходимо иногда корректировать, в соответствии с меняющейся конъюнктурой. Возможно, стоит разделить демпферные выплаты по маркам бензина и сортам ДТ, поясняет он.
Пока рост биржевых цен укладывается в рамки, заданные параметрами демпфера. По ним нефтяники лишаются прав на получение субсидий, если среднемесячная биржевая цена АИ-92 превышает 64 515 руб. за тонну (сейчас - 55 153 руб. за тонну), а цена летнего ДТ - 66 000 руб. за тонну (61 627 руб. за тонну). При этом марка АИ-95 сейчас торгуется на СПбМТСБ за 73 739 руб. за тонну. По данным Росстата, средняя цена АИ-95 в России на 5 августа составила 58,04 руб. за литр. В тонне АИ-95 около 1333 литров бензина. То есть оптовая цена литра этой марки 55,32 рубля. Но до АЗС бензин еще нужно доставить, АЗС тоже платят налоги, выплачивают работникам зарплату и тратят средства на поддержание работы заправки.
Демпферный механизм работает на российском топливном рынке с 2019 года. За всю историю обнулялся он только один раз, в сентябре прошлого года, в разгар топливного кризиса. Тогда были изменены правила выплат нефтяникам, стал применяться коэффициент 0,5 (вместо 1), сокративший компенсацию вдвое. Цены на топливо ушли вверх и превысили пороговые значения. В октябре вернулись к существовавшим ранее правилам с коэффициентом 1, после чего биржевые котировки пошли вниз.