Все Фонды развития промышленности просят привести к одинаковым ОКВЭДам
Инвесторы, которые хотят вложиться в развитие и модернизацию производств, могут сделать это вместе с предприятиями. Для их стимулирования государство создало фонды развития промышленности как на федеральном уровне, так и почти в каждом регионе. В них можно получить займы под три-пять процентов годовых на конкретные цели. Но, как оказалось, направления инвестирования в головном фонде и в местных сильно различаются. Из-за этого инвесторы не могут получить деньги там, где им надо, например в Петербурге. На это обратили внимание депутаты петербургского Заксобрания Дмитрий Панов и Денис Четырбок. Они попросили сенатора от Петербурга Андрея Кутепова повлиять на ситуацию.
Без кокса и алмазов
Петербургские бизнесмены пожаловались депутатам, что у них не получается получить льготный кредит для модернизации склада готовой продукции. Ситуация заставила разбираться, как устроена система. На сайте федерального фонда они выбрали нужный вид экономической деятельности — ремонт машин и оборудования, указали сумму, необходимую для займа, — 25 миллионов рублей, и тут же получили ответ: такой займ нужно получить на региональном уровне. Запросили поддержку в петербургском фонде и получили отказ: на местном уровне такой ОКВЭД не подпадает под выдачу займа.
Стали разбираться. Оказывается, перечень допустимых направлений экономической деятельности в головном фонде и на местах различается, так как везде их устанавливают сами. Петербургский, в отличие от федерального, не поддерживает проекты по ряду направлений. Например, это производство готовых кормов для животных, напитков и табака, кокса и нефтепродуктов, обработка бижутерии, алмазов и янтаря, чеканка монет, производство спортивных товаров, игр и игрушек, медицинских инструментов и многое другое. А в федеральном перечне это есть. Чтобы получить льготный займ на такие направления, нужно обращаться в головной фонд. Но он готов принять заявку, только если сумма нужна серьезная: начиная от 100-200 миллионов рублей.
Все одинаковые
Дмитрий Панов и Денис Четырбок написали по этому поводу обращение к сенатору Андрею Кутепову. Они обратили его внимание на противоречие в отраслевых подходах к финансированию проектов федеральным и региональными фондами развития промышленности.
«Указанное противоречие также нашло свое отражение в недавно опубликованном отчете Счетной палаты России. В частности, в нем отмечается, что «реализация инструментов мер государственной поддержки зафиксирована для 14 разделов ОКВЭД 2, что составляет 66,7 процента общего количества разделов ОКВЭД 2. Следовательно, действием инструментов не охвачено около трети всех видов деятельности российской экономики», — привели в письме аргументы парламентарии.
Они просят поддержать инициативу о нормативном закреплении обязательства привести в соответствие перечни отраслей и видов экономической деятельности, где допускается финансирование по программам федерального и региональных фондов развития промышленности. В том числе путем внесения соответствующих изменений в действующие стандарты условий финансирования проектов, утвержденных наблюдательными советами региональных фондов.
Отсутствие эффекта
Такие разночтения сказываются не только на конкретных ситуациях, но и в целом на эффективности привлечения инвестиций. Так, федеральный фонд не стесняется рассказывать, что поддержкой за 2023 год охвачено 276 промышленных проектов на общую сумму 142 миллиарда рублей. И приводит примеры реализованных стратегических проектов. Вот рязанский аккумуляторный завод получил займ из федерального ФРП и удвоил мощность производства, вот завод в Тольятти нарастил выпуск колес для легковых авто на два миллиона штук, а заемщик в Татарстане — автокомпонентов для грузовиков.
В Москве говорят о сотне проектов. А, например, Казань может похвастаться только удвоением количества проектов: если за весь 2023 год их поддержали четыре, то столько же — за полгода 2024 года.
Петербургский же фонд скромно указывает данные о 26 займах на четыре миллиарда рублей. Причем ряд проектов касается предприятий и организаций, которые очень уверенно чувствуют себя не только на петербургском рынке, но и по всей стране, имея филиалы во многих регионах России, включая столицу. А следовательно, критически в льготных деньгах, тем более местных, не нуждаются. Зато средний бизнес вынужден натыкаться на отказы по формальным признакам.
По мнению депутатов, помимо одинаковых видов экономической деятельности, нужно предусмотреть и более широкую градацию для выдачи займов на федеральном и региональном уровне. Чтобы она была основана, например, не на сумме необходимого кредита, а на масштабах реализации проекта: локализованные только в одном регионе могли бы обращаться только в местные фонды, а захватывающие два и более — в федеральный.
А в нынешней ситуации инвесторы, столкнувшись с отказами реализовать инновации или обновление петербургской промышленности, просто не будут связываться и уйдут в другие субъекты.