Вадим Дробиз: "В России полностью отсутствует рынок дешевого вина"
Основатель центра исследований рынка алкоголя — о положении винной индустрии страны
В июне Россия закупила в Евросоюзе лишь 6,3 тыс. тонн вина, что стало рекордным минимумом с 2010 года. "Вина у нас более чем достаточно. У нас нет дефицита ни одной продукции, ни одного вида. Все есть!" — ответил на это в интервью "Реальному времени" основатель центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "Цифра" Вадим Дробиз. Российский рынок вина наполовину состоит из отечественной продукции, а вторую половину занимает импорт, несмотря на усилия властей полностью "вытеснить" иностранцев. О ценах на вино, росте потребления игристого и отсутствующем татарстанском производстве — в материале "Реального времени".
Россия сократила закупки вина из ЕС до минимума с 2010 года
В июне Россия закупила в Евросоюзе лишь 6,3 тыс. тонн вина, следует из данных Евростата. Это число стало минимальным с 2010 года, когда объем экспорта составил 5 тыс. тонн. Причем поставки снижаются уже третий месяц подряд.
Экспорт Франции упал больше всего — в девять раз, до 12 тонн. Это минимальный уровень поставок с февраля 1996 года, когда объем продаж составил 10 тонн. При этом в марте 2022 закупок не было вовсе.
Единственными крупными поставщиками на российский рынок, нарастившими экспорт в июне, стали Италия. Она увеличила продажи в Россию на 1% — до 2,6 тысячи тонн. Также в это число вошла Испания, откуда ввезли 284 тонны вина против 253 тонн месяцем ранее.
"Вино для все категорий населения, кроме бедных"
Дефицита вина в России нет, страна полностью обеспечена всеми видами продукции, рассказал "Реальному времени" основатель центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "Цифра" Вадим Дробиз. По его словам, напиток в стране доступен для всех категорий, кроме одной:
— Вина у нас более чем достаточно. У нас нет дефицита ни одной продукции, ни одного вида. Все есть. У нас полная обеспеченность и отечественным, и импортным вином, для всех категорий населения кроме бедных. У нас бедные не имеют доступа к вину, потому что оно у нас в принципе очень дорогое относительно доходов.
Например, в Европе бутылка вина может стоить от €1 до €2, продолжил Дробиз. Соотнося с доходами населения, в России при таком раскладе напиток должен стоить около 30-50 рублей за ту же бутылку. Связал эксперт такие цены с размером дотаций.
— В России в принципе отсутствует рынок дешевого вина. Произвести вино очень дорого, в Европе всегда были большие дотации для этого, у нас их в разы меньше. У нас роль дешевого вина до 2020 года выполняли винные напитки. С тех пор винные напитки резко подняли ставку акцизы до уровня вина, и этот рынок умер. С рынка ушел большой объем тихих винных напитков, и вином они не заместились, — объяснил спикер.
Однако в СССР цены на тихое вино, в отличие от игристого, были не так велики — рубль за бутылку по тем ценам. Газированный винный напиток же стоил 2,5 рубля, а шампанское — около 5 рублей. Почти за эти же деньги, за 6 рублей, можно было купить коньяк. После развала Союза государство "раздало производство алкогольной продукции в частные руки".
Именно отсутствие "народного дешевого вина" и привело к самому низкому уровню потребления напитка в Европе, считает Дробиз. Потребление вина в год на душу населения в России составляет 5,5 литра, а в Европе — 20 литров.
"Доля Татарстана на российском рынке мизерная"
В целом доля российского тихого вина на рынке страны составляет около 50% — в год производится примерно по 300 млн литров отечественного и импортного напитков. С игристым, по словам собеседника издания, ситуация несколько отличается — 150 млн и 50 млн литров в год соответственно.
— Сам по себе рынок очень маленький, если учитывать продажи на душу населения. Потеснить импортное вино никак не получается, хотя государство пытается это сделать уже на протяжении последних 5 лет: повышает пошлины на импортное вино, повышает ставки акцизы, — добавил спикер.
В Татарстане же вино практически не производится — доля на рынке составляет десятичные проценты.
— Доля Татарстана на российском рынке мизерная — регион не южный, ему производство вина не нужно. Причем до 2018-го производили чуть больше, около 10 тыс. декалитров в год, несущественные цифры, никакой доли на рынке. Позже и от него отказались из-за отсутствия необходимости.
В целом тихое вино среди россиян популярнее — доля потребления составляет 2/3 против 1/3 игристого. Однако востребованность игристого активно растет — увеличение потребления составляет около 5—6% в год. Тихие вина показывают рост в 2—3% в год:
— Рынок игристых вин попросту восстанавливается после падения чуть больше 10 лет назад.