Войти в почту

Запрет на вылов воблы предлагают продлить на три года

Еще как минимум полтора года россияне не смогут ловить воблу и плотву на участках Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна в Астраханской области и Калмыкии, следует из проекта приказа Минсельхоза, который изучила «Парламентская газета». Запрет могут продлить и дольше — климатический фактор и масштабы браконьерской деятельности не дают полноценно восстановиться популяции рыбы, рассказали эксперты. Турагентства ломают голову, как привлечь на волжские берега отдыхающих, а местные жители спасаются от гор мусора, которые оставляют «дикари».

Запрет на вылов воблы предлагают продлить на три года
© Парламентская газета

Пропуск производителей

Минсельхоз предложил установить запрет до 31 декабря 2025 года на осуществление промышленного и любительского рыболовства воблы в Каспийском море, в Волге и ее водотоках Астраханской области и водных объектах Калмыкии, следует из проекта приказа. На такой же период могут запретить вылов плотвы в ряде районов Астраханской области, а также ограничить там промышленный вылов всех водных биоресурсов с использованием речных закидных неводов.

Запретить вылов водных биоресурсов рекомендовали специалисты Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) по итогам заседания Волго-Каспийского научно-промыслового совета, которое прошло в июне 2024 года. Там обсудили уже действующие ограничения на добычу воблы, которые ввели в этом году. Благодаря этой мере удалось пропустить на нерест до 53 миллионов экземпляров производителей этого вида. Это существенный положительный результат для естественного воспроизводства, считают во ВНИРО.

Рыбачить без ограничений разрешили только десять дней в апреле. В этот период основной улов представляет собой неразмерная вобла, объяснили специалисты. «К сожалению, меры по обеспечению пропуска производителей воблы на нерестилища не нашли поддержки в части обеспечения адекватного гидрологического режима на нерестилищах, — сообщили «Парламентской газете» во ВНИРО. — Для восстановления популяции воблы ученые предложили продлить ограничения на вылов воблы минимум на три года».

Главный фактор — экологический

Проблема маловодья Волги возникла не вчера. По данным за 2021 год, воды в ней было почти на десять процентов меньше нормы из-за нерационального использования реки до естественной смены природных циклов. К потере большой площади нерестилищ привело строительство Волжско-Камского каскада, который начали возводить еще в советское время, но так и недоделали. Углублением дна специалисты занимаются, но у разных ведомств разные цели: Росморречфлот печется о судоходстве, Росрыболовство — о восстановлении биоресурсов, и не всегда у ведомств есть взаимное согласие.

К решению проблемы подключились парламентарии. Спикер Госдумы Вячеслав Володин в конце 2023 года поручил направить обращения в Правительство и Генпрокуратуру, а думский Комитет по экологии вместе с экспертами подготовил предложения. В них отмечалось, что нужно обследовать гидротехнические сооружения — водозаборы, шлюзы, после чего реконструировать изношенные и ликвидировать бесхозные. А также провести расчистку и углубление дна Волги.

В 2024 году завершается федеральный проект «Оздоровление Волги», цель которого втрое сократить сброс в реку загрязненных сточных вод. По данным Счетной палаты, реализовать его в полном объеме не получится. С этими выводами согласились в Минстрое и в Минприроды, но уже известно, что проект продлят на 2025 год. За его грамотной реализацией будут следить парламентарии, сказал нашему изданию глава Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике Александр Двойных: «Не хочется обсуждать апокалиптичность сценария, хотя мы привыкли работать в проблемной повестке. Да, с воблой есть определенные вопросы. Очевидно, что главный фактор — экологический».

Клев есть, туристов ждут

Астраханскую воблу давно называют брендом этого региона, на рыбалку на Волгу едут туристы со всей страны, на берегах работает множество турбаз. Но еще больше в округе диких туристов, от которых местным — море проблем, рассказала «Парламентской газете» директор «Астраханской туристической лиги» Альфия Гафурова. Браконьеры, по ее словам, ловят рыбу сетями, привозят с собой огромные холодильники для ее хранения и транспортировки либо заготавливают улов прямо на берегу. А когда уезжают, оставляют после себя горы мусора, не говоря уже о том, что они нарушали запрет на вылов.

А что творилось весной, когда вылов на несколько дней разрешили! «Люди как с ума посходили — народу было видимо-невидимо, — описала Гафурова. — Сейчас стало спокойнее, ждем туристов, готовы предложить им различные услуги, чтобы базы не пустовали».

В период запрета Рыбнадзор и специальные органы следят, чтобы меры соблюдали, да только к каждому рыбаку инспектора, который бы следил, не запрещенную ли особь тот отловил, не приставишь. «Организованные туристы, которые селятся на базах и в отелях, приезжают из спортивного интереса, а не ради огромного улова, — объяснила глава «Астраханской туристической лиги». — Часто они даже выпускают назад все, что поймали. Мы как ассоциация запрет на вылов поддержали, чтобы сохранить популяцию, но ждем разрешения этой ситуации, потому что вобла действительно стала нашим туристическим брендом, за ней в отели и на турбазы едут люди».

Популярность астраханского направления у активных путешественников нашему изданию подтвердил эксперт Российского союза туриндустрии Валерий Бритаус. В апреле турбазы были заняты людьми, сейчас туристов стало меньше из-за действующих ограничений. Потенциальных отдыхающих приходится буквально уговаривать брать туры. «Мы, например, обращаем внимание туристов, что рыбалка в Волге полностью не запрещена — есть еще полсотни видов, разрешенных к вылову», — отметил он.