В Госдуме рассказали, когда займутся вопросом контроля за мигрантами

В этом году проект федерального бюджета будет формироваться с учетом уже вновь скорректированной, принятой в весеннюю сессию налоговой системы. Это даст определенные дополнительные ресурсы для выполнения социальных программ, источники для реализации новых национальных проектов. Также в центре внимания Госдумы будут программы повышения производительности труда. Важно, чтобы внедряемые высокоинтеллектуальные механизмы, создающие для потребителей удобства, с одной стороны, не порождали кучу ручного труда. Как, например, это сейчас происходит с удаленными покупками, которые заказчикам развозят многочисленные велорикши, мешающие дорожному движению и создающие опасность для пешеходов. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике Максим Топилин.

В Госдуме рассказали, когда займутся вопросом контроля за мигрантами
© Парламентская газета

- Максим Анатольевич, мы встречаемся в преддверии осенней сессии. Какие законодательные инициативы в повестке депутатов будут приоритетными до конца года?

- Как всегда, осенняя сессия — это бюджет. В этом году проект федерального бюджета будет формироваться с учетом уже вновь скорректированной в весеннюю сессию налоговой системы, налоговых изменений. Это тоже даст, как вы понимаете, определенные дополнительные ресурсы для выполнения социальных программ, источники для развития новых национальных проектов. Эта тема будет главной в сентябре, октябре и ноябре — три месяца. Потому что бюджет сложный, он будет состыкован со всеми новыми, как я уже сказал, национальными проектами.

- А на чем собирается акцентировать внимание ваш комитет при принятии главного финансового документа?

- В нашей части это будут программы повышения производительности труда и программа эффективной экономики. Мы будем обсуждать те подходы, которые Правительство заложит при формировании бюджета в эти программы. Считаем очень важным именно тему, связанную с прорывными механизмами повышения производительности труда. Все говорят о том, что низкая безработица, не хватает кадров, недостаточно рабочих рук, я на это смотрю несколько иначе. Считаю, что если мы сможем сделать хороший задел по повышению производительности труда, хотя бы 10—15 процентов, то никакой нехватки рабочих рук просто не будет.

- За счет чего предлагаете в первую очередь повышать производительность труда?

- Мы должны выявлять точки, где мы сами определенным образом создаем для себя проблемы. Я всегда привожу пример цифровизации. У нас все теперь покупают товары удаленно. Цифра, вроде бы создает удобства, но это породило и кучу ручного труда в виде велорикш, которые заполнили улицы, мешают дорожному движению, создают опасности для пешеходов. Речь идет об огромном количестве ручного неэффективного труда, который добавился в экономику. Поэтому мы сейчас с Министерством экономического развития как раз этим тоже пытаемся заниматься. Нам очень внимательно нужно все эти зоны смотреть, где мы можем с помощью различных экспериментальных режимов цифровизации, в том числе искусственного интеллекта, двигаться вперед, а не шаг вперед, а два шага назад.

- Какое решение здесь возможно?

- Для начала нужно систематизировать информацию. Пока мы не можем просто даже предугадать последствия развития цифровых технологий. То есть, казалось бы, мы стали заказывать эти товары, экономить свое время, экономить время других каких-то структур, а получили вот такой эффект. Причем со многими негативами, потому что кто сейчас только не говорит про самокатчиков, велосипедистов, которые создают много проблем на улицах. Это, конечно, проблема не маленьких поселков, но крупных городов.

- А тема миграции в свете проблемы «оккупации» улиц мегаполисов велорикшами не будет выделена как-то особо?

- Сейчас активно обсуждается тема мигрантов, и мы, безусловно, будем этим тоже заниматься. Вот буквально скоро состоится заседание рабочей группы, в которую наш комитет тоже включили. Председатель Госдумы недавно принял решение о том, что это будет теперь не рабочая группа, а парламентская комиссия. Ее возглавляет вице-спикер палаты Ирина Яровая. Мы с коллегами обязательно будем искать решения. У меня сейчас нет ответов. Единственное, в чем я убежден на основании предшествующего опыта, когда я занимался темой, будучи министром труда, — нам необходимо иметь точный учет тех, кто к нам приезжает работать из-за границы. Посмотрите, что сейчас происходит. То ли 6 миллионов, то ли 12 миллионов, то ли въехало, то ли не выехало, то ли прозрачная граница, то ли непрозрачная граница, кто-то въехал, кто-то не въехал — непонятно. Вот то, с чем я тогда, будучи министром, сталкивался, то есть несколько лет назад, — я слышу приблизительно то же самое сейчас.

- Есть какие-то реальные рецепты по этой части? Как наладить контроль за мигрантами?

- Мне кажется, что сейчас уже существующие цифровые технологии, которые это позволяют делать. У каждого есть мобильный телефон. Госдума недавно приняла закон, чтобы не больше 10 SIM-карт для иностранца… То есть мы все равно в этом направлении движемся, идем, но, пока мы не будем знать точно, кто, где, сколько и так далее, решение проблем, связанных с мигрантами, будет осложнено. Поэтому, мне кажется, в этом смысле целесообразно создание цифрового профиля мигранта. Это не потому, что мы кого-то хотим, не хотим, любим, не любим — нет. Это просто элементарная история: иностранный гражданин на нашей территории. Мы должны точно представлять себе, кто это и где он находится. Это базис, без него мы, к сожалению, не сможем решить задачи ни с обучением, ни с лечением, ни с болезнями мигрантов. Да, я считаю, что необходимо влиять на умы приезжающих, потому что мы должны обеспечить, чтобы все-таки они жили по тем правилам, которые присущи традиционно российским ценностям. Пока мы этого не сделаем, мне кажется, все будет таким переливанием из пустого в порожнее.

- Какие-то инициативы по части дальнейшего регулирования рынка табака и алкоголя в законотворческих планах просматриваются?

- Безусловно, будем продолжать все, что связано с контролем за рынком алкоголя, табака. Уже обсуждаем темы, связанные если с не лицензированием, то по крайней мере с введением реестра розницы тех, кто торгует пивом. Табак тоже в рознице не лицензируется. Закон заработал, мы сейчас смотрим, где есть избыточные старые акцизные марки, такое тоже выявляется. На мой взгляд, рынок постепенно-постепенно придет в нормальное, легальное положение.

- На экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент поставил задачу разработать региональный инвестиционный стандарт. Готовы подключиться?

- Совершенствование законодательства по защите инвестиций — тема, приоритетная для нашего комитета. Буквально в сентябре будем обсуждать ее на выездном заседании в Туле. Кроме того, будем работать над законодательством о рекламе, такие вызовы тоже есть, мы должны обелять рынок рекламы.