Войти в почту

В России набирает обороты экономика совместного потребления

Не только квартиры и машины, но и игрушки, одежду, инструменты и многое другое сегодня можно взять в аренду. Несколько лет назад в России начала набирать обороты так называемая шеринг-экономика – экономика совместного потребления. Эксперты называли её экономикой будущего, однако в России она, кажется, прижилась не до конца. Так насколько на самом деле выгодно делить вещи с кем-то? Экономная экономика При переезде выяснилось, что стены в новой квартире обычная дрель не берёт. Нужен перфоратор. Цены на такой агрегат оказались кусачие – в среднем 5 – 7 тысяч рублей. Ради того чтобы просверлить две дырки для кронштейна под телевизор, втягиваться в эту покупку не хотелось. На помощь пришёл сервис по аренде инструментов для ремонта и строительства. Всё удовольствие вместе с арендой бура обошлось мне в чуть меньше, чем 1,5 тысячи рублей. Аренду перфоратора посоветовала мне подруга Ирина – гуру проката. «Я арендую платья для фотосессий и вечеринок, пользуюсь каршерингом, а когда дочь была маленькой, арендовала для неё ходунки, манеж, игрушки, коляску в отпуск, – рассказала Ирина. – Аренда помогает сэкономить на покупке вещей, которые тебе на самом деле не нужны, а также избавляет от захламления пространства. Или наоборот – понять, что эта вещь нужна и на неё стоит потратить деньги». Нижегородец Павел Протасов для передвижения по городу выбирает каршеринг и киршеринг – аренду автомобилей и аренду самокатов. «Мне кажется, аренда машин и электросамокатов – одна из лучших придумок человечества, – сказал Павел. – Не нужно тратиться на саму машину или самокат, нет расходов на обслуживание, не нужно заморачиваться с парковкой или хранением. Мне нужна машина – беру её в аренду. Если расстояние маленькое, хочу проскочить пробку, домчать до метро – электросамокаты на каждом углу». Ирина и Павел – те, кто способствует развитию шеринг-экономики. Но действительно ли будущее за ней? Моё – твоё Концепцию шеринг-экономики – экономики совместного потребления – ввели в 2010 году экономисты Рэйчел Ботсман и Ру Роджерск в книге «Что моё – твоё». Они отметили, что человеку часто выгоднее заплатить за временный доступ к чему-либо, чем платить за это постоянно. В 2011 году журнал Time внёс совместное потребление в список идей, которые изменят мир в ближайшем будущем. В России рынок совместного потребления активно начал расти с 2017 года. Так, в 2017‑м объём рынка шеринга составлял почти 400 млрд рублей, в 2018‑м – более 500 млрд рублей, в 2019‑м – 770 млрд рублей, в 2020‑м – была пробита отметка в 1 трлн рублей. Однако выше этой отметки рынок так и не поднялся. Возможно, причина в том, что в пандемию шеринговые сервисы сильно просели. Об аренде на фоне самоизоляции не могло быть и речи. Сейчас сервисы аренды хоть и показывают рост, но далеко не во всех сегментах. И есть большие сомнения в том, что шеринг-экономика станет новым экономическим чудом. От карпулинга к коливингу Как показало исследование «Чек. Индекс», число покупок в сегменте аренды и проката выросло на 14% в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средний чек вырос на 19% и составил 1352 рубля. Сильнее всего вырос спрос на аренду велосипедов – число покупок стало больше на 43%. На втором месте – шеринг самокатов, 20%. Спортинвентарь стал востребованней на 17%. В аренду также активно берут автомобили, зарядные устройства, инвентарь для строительства и ремонта. «С ростом объёмов пользовательского опыта, обновлением техники и мобильного парка, на фоне увеличения ценового фактора в различных сферах услуг и подъёма потребительского спроса становится больше потребителей шеринговых услуг, а также растёт ценник проката, – говорится в исследовании «Чек. Индекс». – Как правило, поддержку рынка шеринга оказывает разрастание городских агломераций, высокий уровень внутреннего туризма и в целом мобильности граждан, развитие инфраструктуры для пользования современными средствами шеринга». В то же время ежегодный опрос исследовательской компании OMI и телеграм-канала «Потребительское поведение» показал, что большинство сервисов шеринговой экономики по уровню популярности не растут. Например, говорится в исследовании, доля тех, кто пользовался прокатом вещей в 2019 году, составляла 22%, в 2020‑м – 17%, в 2023‑м – 12%. С другой стороны, каршеринг и карпулинг (совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков, – прим. авт.), напротив, восстанавливаются после провала 2020 года. «Сама идея шеринг-экономики – отличная альтернатива владению, – отметил заведующий кафедрой экономической теории и методологии института экономики ННГУ им. Н. И. Лобачевского Александр Золотов. – Яркий пример – каршеринг, который сегодня прочно вошёл в нашу жизнь и стал чем-то обыденным, хотя 20 лет назад подобное и представить себе было нельзя. Большое будущее у совместного потребления на бытовом уровне. Взять хотя бы формат прачечных за границей – хорошая альтернатива приобретению стиральной машинки в собственность в каждую квартиру и с точки зрения экономии места, и с точки зрения экономии средств на обслуживание, амортизацию и так далее. Что касается производственного потребления, лизинга оборудования, то это гораздо сложнее. У каждого продукта своя специфика, и оборудование так или иначе должно быть привязано к продукту». Одной из важных составляющих шеринг-экономики помимо каршеринга называют коливинг – это что-то вроде общежития, но живут там люди, объединённые общими идеями, ценностями, а уровень комфорта коливингов в разы выше знакомых нам коммуналок. Пока такой формат в России не очень распространён. В Нижнем Новгороде коливинг станет частью IT-кампуса мирового уровня «Неймарк». Возможно, так будет задан новый тренд.