Николай Патрушев: Судостроению России не хватает качественных кадров
В стране в настоящий момент наблюдается острая нехватка инженерных и рабочих кадров в кораблестроении и смежных отраслях промышленности.
Сразу после первого заседания Морской коллегии России, которое прошло на этой неделе в Москве, ее председатель - помощник президента России Николай Патрушев - провел рабочее совещание в Петербурге. Федеральные министры, губернаторы, командование ВМФ, руководители госкорпораций и ректоры ведущих вузов страны без победных реляций и докладов о том, что "все хорошо", обсудили, как выйти из проблемы "кадрового голода". Ведь от ее решения зависит не только будущее флота, но и самой России как великой морской державы.
"Причины сложившейся ситуации кроются в ряде системных проблем, которые нам необходимо совместно решать. В первую очередь, это организация межведомственного взаимодействия при формировании потребности в конкретных специалистах", - задал Патрушев тон совещанию, которое проходило на базе главной кузницы судостроительных кадров - знаменитой Корабелки.
По его данным, в настоящее время многие предприятия отрасли уже испытывают серьезные проблемы с обеспечением квалифицированными инженерами, специалистами среднего звена и рабочими. Среди наиболее востребованных специальностей - инженеры-конструкторы, инженеры по пуско-наладке оборудования, слесари различных профессий, судовые сварщики, токари.
В ближайшей перспективе потребность судостроения в кадрах оценивается на уровне 9-10 тысяч человек в год, а на период до 2034 года, по оценкам Минпромторга, необходимо подготовить более 80 тысяч специалистов.
"И эта цифра не в полной мере учитывает потребность в кадрах для новых предприятий, которые планируется построить для решения задач, поставленных президентом России", - отметил Николай Патрушев.
Фото: Иван Егоров
Так, по информации Минобрнауки России, кадровый заказ на подготовку инженеров формируется в основном самим Министерством, региональными органами власти и университетами. Другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти проявляют инертность в этой работе.
В результате, как заявил председатель Морской коллегии, предприятия промышленности зачастую испытывают нехватку наиболее востребованных специалистов. Даже выделение в полном объеме необходимых бюджетных мест не позволит кардинально изменить сложившуюся ситуацию.
По программам инженерного профиля в 2024 году было выделено более 195 тысяч бюджетных мест. Однако количество потенциальных абитуриентов значительно ниже. Например, уже при наборе абитуриентов технические вузы сталкиваются с нехваткой выпускников школ, сдающих единый государственный экзамен по физике. Так, по данным Федерального института педагогических измерений, их количество уменьшилось со 150 тысяч человек в 2019, до 91 тысячи в 2024 году.
В перспективе потребность судостроения в кадрах оценивается на уровне 9-10 тысяч человек в год
Чтобы компенсировать нехватку абитуриентов, Минобрнауки России было вынуждено разрешить университетам при приеме фактически заменять физику на информатику и другие предметы, что, по мнению Патрушева, может "серьезно сказаться на качестве подготовки специалистов и осложнить обеспечение реального технологического суверенитета".
Ведь именно качество преподавания физики, по словам ректора МГУ академика Виктора Садовничего, является элементом национальной безопасности страны.
"Другая важная проблема, которую необходимо решить - это качество подготовки специалистов, и прежде всего инженеров", - подчеркнул помощник президента.
Фото: Иван Егоров
Как считает Патрушев, для качественной подготовки инженеров для судостроения необходимо активнее внедрять программы специалитета.
При этом, по словам председателя Морской коллегии, особое внимание следует уделить взаимодействию учебных заведений с предприятиями, заинтересованными в трудоустройстве выпускников. Это, в первую очередь, целевая подготовка, а также шефство, кураторство. В качестве положительного примера подготовки кадров Патрушев привел пример развития Петербургского морского технического университета. За семь лет конкурс абитуриентов в Корабелку вырос с 4,2 до 8 человек на место, а проходной бал ЕГЭ повысился - с 58 до 74 .
"Это позволило университету реально стать опорным вузом в системе подготовки кадров для судостроения", - подчеркнул помощник главы государства. В четверг он вместе с главой ФМБА Вероникой Скворцовой и ректором Глебом Туричиным открыли в вузе новейший медицинский центр с модулем лучевой диагностики. По словам Патрушева, сотрудники и студенты СПбГМТУ получают в уникальном центре обслуживание самого высокого уровня. Кроме того, он будет работать и в интересах всей кораблестроительной отрасли.