Войти в почту

Сокращение выбросов СО<sub>2</sub> требует международного обмена опытом

Все страны, ставшие на путь устойчивого развития, сталкиваются с очень похожей проблемой - их энергосистемы до сих пор не прошли необходимую трансформацию. Они по-прежнему основаны на ископаемом топливе - угле, газе и нефти. Успешно перейти на новую систему мешает слишком высокая стоимость таких изменений. Многие государства не могут позволить себе такие расходы.

Сокращение выбросов СО<sub>2</sub> требует международного обмена опытом
© Российская Газета

Приходится констатировать, что большинство стран по всему миру не вносят существенного вклада в обеспечение углеродной нейтральности. В прошлом году в Дубае на 28-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP28) был проведен глобальный анализ за последние пять лет - с 2018 по 2023 год. Эксперты дискуссионной площадки оценивали усилия государств - членов организации. Вывод был предельно ясен - большинство не выполняет взятые на себя обязательства. Таким образом, мы не в состоянии достичь общих целей по сокращению выбросов углекислого газа.

Что касается РФ, то она занимает четвертое место по абсолютному объему выбросов после Китая, США и Индии. В этом контексте крайне важно, что Россия уже взяла на себя обязательство достичь углеродной нейтральности к 2060 году, а также пообещала сократить выбросы к 2030 году на 25-30 процентов. Но на самом деле она уже почти это сделала. По сравнению с уровнем 1990 года Россия уже уменьшила выбросы на 24%. Сейчас они намного ниже, чем в советские времена. Таким образом, до 25 процентов не хватает одного процента.

Россия практически выполнила цель по сокращению выбросов СО2, поставленную на период до 2030 года. Это один из лучших результатов по всему миру

Главный вопрос - чем все страны могут способствовать переходу с ископаемого топлива на экологически чистые источники энергии? Как сделать это быстро, экономично и продуктивно, без непозволительных затрат и обременений, создающих слишком большую нагрузку на экономику? Ответить на них самостоятельно, как показывает практика, не может ни одна страна мира. А значит, решать эти проблемы нам в любом случае придется сообща.

Сейчас это очень большая проблема, если учесть, что большинство стран, обеспечивая свои потребности в энергоресурсах, в первую очередь ищут самую низкую цену - поэтому они не могут отказаться от ископаемого топлива как от самого дешевого варианта.

Значительная доля общего загрязнения воздуха происходит из-за крупных городов. В этом нет ничего удивительного, учитывая, что их население составляет около 60% жителей нашей планеты. Соответственно, городские выбросы вредных веществ в атмосферу составляют около 70%, а в мегаполисах эта цифра еще выше. Если мы сможем создать успешную модель углеродосберегающего, экологически устойчивого города, то это внесет большой вклад в достижение глобальной углеродной нейтральности. Важно понимать, что создать необходимые технологии и инструменты управления в рамках одной страны невозможно - поэтому крайне важно организовать качественный межгосударственный трансферт экотехнологий и управленческих практик между развивающимися странами.

Некоторые мегаполисы качественно прорабатывают планы устойчивого расширения перед запуском таких проектов, но другие - становятся источником проблем. Москва, как лучший российский пример внедрения передовых экологичных практик, представляет собой очень хорошую модель для подражания из-за качества воздуха и воды, а также уровня безопасности, санитарии и транспортной инфраструктуры. Кроме того, более 50% территории города занимают зеленые насаждения. С точки зрения качества жизни и предоставляемых услуг столица России является одним из самых успешных мегаполисов по сравнению с Бангкоком, Нью-Дели, Куала-Лумпуром, Сан-Паулу или другими крупными агломерациями. Поэтому Россия может поделиться с другими крупными городами развивающихся стран многими технологиями и практиками, особенно со странами - участниками БРИКС. С другой стороны, РФ было бы полезно импортировать другие успешные практики по обращению с бытовыми отходами и ограничению использования неперерабатываемого пластика.

Рае Квон Чунг: Методика подсчета национальных выбросов СО2 требует изменений. Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС

Чтобы такие обмены опытом совершались на постоянной основе и вне влияния изменчивой глобальной политики, важно проводить экспертные форумы в странах - участницах международных объединений, фокусирующихся на достижении целей устойчивого развития. Существует множество перспективных глобальных и региональных площадок для сотрудничества и обмена знаниями - например, на базе ООН, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии или Шанхайской организации сотрудничества. Также существует Глобальная платформа для обмена знаниями в области "зеленого роста". В Москве ежегодно проводится форум БРИКС "Облачный город".

Стоит отметить, что углеродная нейтральность не может быть достигнута только правительством и бизнесом. Эта концепция должна быть поддержана потребителями. Есть граждане, которые добровольно готовы платить больше, покупая переработанную продукцию, чтобы внести свой вклад в защиту экологии. И наша задача - расширить возможности такого добровольного рынка, сделав экологичное потребление в развивающихся странах массовым явлением вне зависимости от уровня доходов населения.

Вместе с тем необходимо изменить саму методику подсчета выбросов CO2, сделав ее более справедливой. Сейчас мы учитываем только производственные загрязнения, упуская из виду потребление самих товаров в регионах их использования. Из-за этого европейские страны считают, что за последние три десятилетия они значительно сократили выбросы CO2. Однако они импортируют большую часть товаров из Китая и других развивающихся стран.

Международные форумы помогают обмениваться лучшими мировыми практиками устойчивого развития

Впрочем, решая общие проблемы устойчивого развития и рассматривая различные примеры и практики, не стоит указывать пальцем на конкретные страны, обесценивая их даже сравнительно небольшие достижения. Вместо этого нам следует сосредоточиться на эффективной трансформации энергетики и достижении консенсуса.