На ВЭФ призвали увеличить долю государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов

Инвесторы в последние годы увеличивают свое участие в госпроектах, заявил накануне на Восточном экономическом форуме Андрей Кутепов, председатель комитета СФ по экономической политике.

«И наиболее эффективный рост там, где [присутствует] частный собственник. Мы должны чаще создавать условия для их привлечения и дать им возможность максимального участия. Не останавливать их, – подчеркнул А. Кутепов. – У нас есть закон о ГЧП, инвестконтракты, соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), то есть созданы условия в части законодательства».

Условия есть, но есть и нюансы.

«Все крупные компании ищут возможность расшивки узких мест, постройки за свой счет, например, ж/д дороги, но есть некоторые проблемы в рамках законотворчества. Например, если мы обсуждаем привлечение префрежимов типа СЗПК, если в законопроект вносится поправка, в рамках старой поправки ты включал в инвестпроект одни объекты, а по новой ты уже не можешь их вносить и, соответственно, компенсировать. Значит, надо менять инвестпроект», – прокомментировал заместитель генерального директора по работе с государственными органами ОАО «УГМК» Михаил Юрчук.

Это, разумеется, дополнительная финансовая нагрузка.

Палата, в свою очередь, следит, как вкладываются средства в проекты и какие доходы от этого получают регионы. Например, если государство ведет стройку на территории региона за счет бюджетных денег, фиксируется объем налоговых поступлений, кто работает на новых логистических направлениях, рост кадрового состава, как вложенные средства отражаются на гражданах и каким становится уровень зарплат.

«У регионов есть «балансы» (речь об ограниченных бюджетах. –

Прим. ред.

), поэтому проекты ГЧП весьма востребованы при строительстве разного рода инфраструктуры, – согласен Виталий Сергейчук, член правления банка ВТБ. – Мы всегда ищем способы профинансировать инфраструктурные проекты и видим от этого мультипликативный эффект – многие проекты, на первых порах кажущиеся невостребованными или преждевременными, на самом деле оказываются нужными и окупаемыми, и создают много бизнеса вдоль дорог, развивая экономику. Сам ВТБ – один из крупнейших инвесторов и финансирующих банков по портовой инфраструктуре, за последнее время мы вложили порядка 200 млрд рублей в обеспечение 90 млн тонн перевалки грузов как в восточной части страны, так и в Азово-Черноморском бассейне».