Андрей Исаев - о вызовах национального проекта "Кадры"
На прошлой неделе начала свою работу созданная указом президента Комиссия Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Кадры" под председательством губернатора Калужской области Владислава Шапши.
На первом заседании этой комиссии мы обсудили новый национальный проект "Кадры", направленный на решение проблемы дефицита рабочих рук. Напомню, что о необходимости запуска такого проекта президент говорил в феврале в своем Послании Федеральному Собранию. Реализация проекта начнется с 2025 года.
Поскольку тема дефицита кадров очень важна и актуальна, я планирую посвятить ей сразу несколько колонок в "Российской газете". Начну с основных вызовов, которые зафиксированы в национальном проекте.
Во-первых, наблюдается исчерпание резерва рабочей силы. Безработица находится на рекордно низком уровне. Потребность работодателей в кадрах может превысить предложение к 2030 году на 12 миллионов человек.
Во-вторых, отраслевой баланс кадров не соответствует нынешней модели экономики. К этому приводят, в частности, отсутствие единой системы сопровождения студентов для прохождения практики и трудоустройства, нехватка механизмов для отраслевых перетоков работающих граждан, низкая привлекательность целого ряда востребованных экономикой профессий.
В-третьих, среди незанятого населения есть значительная доля нерегистрируемых занятых, то есть так называемых теневиков. По данным министерства труда и социальной защиты, в прошлом году число российских граждан, занятых в теневом секторе, составляло около 9,6 млн человек.
В-четвертых, сохраняется довольно низкая производительность труда. Это связано в том числе с низкой стоимостью трудовых ресурсов и с низкими темпами роботизации. В то же время у работодателей очень часто нет мотивации к инвестициям в трудовой капитал, а у работников - мотивации к повышению квалификации.
В-пятых, предложение труда далеко не всегда соответствует запросам экономики. Структура выпуска студентов не в полной мере удовлетворяет потребностям рынка труда, при этом образовательные организации недостаточно замотивированы повышать востребованность своих выпускников. Более того, существующие программы обучения зачастую не ориентированы на практику, и из-за этого многие молодые специалисты не соответствуют требованиям работодателей. Еще одна проблема - доступ к программам переобучения или переподготовки. Сейчас охват этих программ сравнительно небольшой, причем он намного меньше, чем в европейских странах - Швеции, Великобритании, Франции, Германии, Польше. Считаем, что в Российской Федерации нужно значительно расширить круг переобучающихся.
В-шестых, повышается спрос на новые навыки и компетенции: возникают новые профессии, исчезают неактуальные. В этой ситуации необходимо корректировать существующую систему образования, в том числе актуализировать действующие образовательные программы, вести опережающую подготовку преподавателей для трансляции необходимых экономике компетенций, модернизировать материально-техническую базу учебных заведений, обеспечивать превентивное обучение работников, попадающих под угрозу сокращения из-за внедрения новых технологий.
В-седьмых, сегодня мы имеем дело с территориальным несоответствием спроса и предложения на рынке труда. Если республики Северного Кавказа, Алтай и Тува являются трудоизбыточными, то центральная часть России, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Дальний Восток и многие другие регионы - трудодефицитные.
О том, как мы будем отвечать на все эти вызовы, я подробно расскажу в следующих колонках.