Президент АКИТ Соколов: Российская интернет-отрасль готова к госрегулированию
Минэкономразвития и Минцифры разрабатывают новый законопроект о регулировании работы маркетплейсов. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов рассказал "Российской газете", готова ли сама отрасль к изменениям.
Какие инициативы в обсуждаемом законопроекте, на ваш взгляд, наиболее нужные?
Артем Соколов: Очевидно, что законодательного закрепления требуют определенные бизнес-практики, а подходы к регулированию должны соответствовать запросам всех участников рынка. Мы концептуально поддержали законопроект Минпромторга, на наш взгляд, многие его положения отвечают современным запросам отрасли.
В частности, положение о том, что условия договоров могут пересматриваться не чаще чем один раз в три месяца, заблаговременно должны отправляться уведомления об изменениях оферты. Причем площадка обязана размещать полную актуализированную информацию о всех действующих условиях договоров, а также предоставлять предыдущие редакции.
Также актуально на ваш взгляд требование о списании или удержании денежных средств с партнеров площадки (поставщиков и владельцев ПВЗ): при применении штрафов они должны быть обоснованы и соразмерны, кроме того в обязательно порядке должна быть возможность их оспорить.
Важный момент также касается блокировки: допускается частичная блокировка личного кабинета контрагентов при нарушении условий договора или законодательства, а также допускается полная блокировка личного кабинета в случае обнаружения неправомерного доступа к нему третьих лиц.
Я бы добавил сюда и предлагаемые изменения в Закон РФ "О защите прав потребителей", которые предполагают, что агрегатор в наглядной форме должен доводить сведения до потребителя, кто является продавцом товара, под юрисдикцией какого государства, а также обеспечить возможность связи с ним и возврата товара.
Поможет ли законопроект активнее развиваться небольшим игрокам, например, в регионах и самой интернет-торговле на местах?
Артем Соколов: Законопроект однозначно поможет продавцам прогнозировать и планировать свои бизнес-процессы: если изменения известны заранее, у него будет больше прозрачности с точки зрения всех отношений. К примеру, можно заблаговременно бронировать слоты под загрузку товаров на склад.
Но в целом, тем, кто находится в регионах, скорее, помогает не законопроект, а те планы, которые сами компании закладывают. Что совершенно точно поможет и продавцам, и ПВЗ, это то, что сейчас в стратегиях платформ и всей интернет-торговли большое внимание уделяется развитию e-commerce в стране. Вкладываются огромные средства в логистическую инфраструктуру, развитие распределительных центров, создание логистических мощностей. Это приводит к тому, что в регионах, во-первых, становится проще выходить в онлайн, а во-вторых, сами площадки достаточно серьезно стимулируют развитие там ПВЗ, предлагая, им, например, гораздо большую комиссию, чем в мегаполисах.
Привело это, в том числе, к тому, что основной объем всех интернет-продаж оказался в регионах. Если 7-8 лет назад центром электронной коммерции были Москва и Санкт-Петербург - на них приходилось почти 80% всех онлайн-продаж, то сейчас - всего 24%, а 76% - остальные города. По объемам первом полугодии, первое место, конечно, занимают Москва, Московская область и Санкт-Петербург, однако за ними следом идут Краснодарский край, Ростовская, Свердловская, Нижегородская, Самарская области, Татарстан, Красноярский край. С точки зрения роста наибольшую динамику, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продемонстрировали Севастополь (+113%), Чеченская республика (+99%) и республика Крым (92%). Это радует. Это говорит о том, что в этих регионах формируется аудитория, которая готова делать онлайн-заказы, и платежоспособный спрос.
Но самое интересное здесь - уровень проникновения e-commerce: какую долю занимают онлайн-покупки в общем объеме розничных продаж каждого отдельного субъекта, где чаще всего прибегают к интернету за покупками. Наиболее высокие показатели здесь на Чукотке - 34,8% от всей розницы, Камчатке - 24,8%, Карачаево-Черкессии - 24,4%, Тыве - 23,4%, Алтае - 22,9%, Забайкайле - 22,3%, Калужской области - 21,2%, Мурманске - 21,1%. В Москве этот показатель составил только 20%.
Очевидно, что онлайн становится важным каналом для регионов, там, где недостаточно развит ритейл, где сложные рельефы местности и непростой климат, -для местных жителей это возможность приобрести огромный ассортимент товаров, доступных ранее только в городах-миллионниках.
А можно ли оценить перспективы?
Артем Соколов: Мы понимаем, что у нашего рынка есть серьезный потенциал для развития. Ожидаем, что в этом году у нас будет более 9 трлн рублей оборота, а за следующие три года, думаю, мы вполне будем способны этот оборот удвоить. Уверен, тенденции к росту сохранятся. На этом рынке места хватит всем: и новым проектам, и тем, кто давно осваивает это пространство.
Если говорить о других перспективах развития рынка, то это безусловно, развитие нишевых игроков, как специализированных интернет-магазинов, так и маркетплейсов, которые работают в определенной товарной категории. Например, инструменты, товары для детей, спортивные товары или другие категории. У них много шансов выиграть в конкуренции, поскольку ограничение одной товарной категорией становится фактически преимуществом: круг товаров имеет четкие границы, обозначенные их специализацией, благодаря этому в конкретной категории появляется колоссальная глубина и ассортимент, и больше возможности дать клиентам уникальное товарное предложение, которое полностью решит их конкретную задачу.
Это уже сейчас тренд на международном рынке - в Европе, США, Китае: там немного замедляется рост универсальных площадок, но двукратными темпами идет развитие нишевых площадок. Скорее всего, в будущем нас ждет похожая история на внутреннем рынке.
Крупные маркетплейсы, в свою очередь, продолжат развиваться как цифровые платформы с широким набором товаров и сервисов для бизнеса и потребителей.
Как сама отрасль относится к госрегулированию?
Артем Соколов: Сейчас интернет-торговля - один из ключевых драйверов российской экономики, который представляет разных по своим масштабам высокотехнологичныех игроков, от которых зависит то, как будет развиваться экономика России. И, если говорить про торговый сектор, то в этой части закрепление определенных бизнес-практик уже необходимо.
Отрасли нужна предсказуемость и прозрачность причем даже не для отношений с крупнейшими платформами, а с теми проектами, которые только выходят на рынок - они должны сразу закладывать правильные бизнес-практики.
При этом очевидно, что самое важное: сохранить баланс между обязательностью требований в отраслевом законодательстве и их выполняемостью в соответствии с той функцией, которую в себе несёт информационный посредник, которым по сути сегодня являются маркетплейсы. При этом маркетплейс обязан обеспечить необходимые условия для выполнения ее участниками обязательных требований.
Какие сегодня вызовы или неясности стоят перед отраслью?
Артем Соколов: Интернет-торговля фактически не имеет границ, и если говорить о мировых масштабах, то в глобальной сети идет настоящая борьба за клиента. Наши компании интернет-торговли активно освоили рынки ЕАЭС, создав таким образом колоссальный экспортный потенциал. Однако, чтобы реализовать этот потенциал за пределами ЕАЭС, наши компании должны прежде всего чувствовать себя уверенно на своем внутреннем рынке, как их глобальные конкуренты, которых защищает законодательство в своих странах.
Сегодня на зарубежных рынках, за пределами ЕАЭС, очень серьезные заградительные барьеры. Так, например, если мы отправляем посылки с отечественными товарами в Китай, то наш продавец заплатит на входе налог на потребление, в зависимости от категории: одежда, косметика, ювелирные изделия - 13%,20%,50%. В Индии ввозная пошлина общая - 30%. Для выхода на рынки с такими стартовыми условиями нужен не только серьезный запас прочности наших компаний, но и продолжение активных межправительственных переговоров по выравниванию экспортных условий для отечественных игроков.