Заместитель министра иностранных дел РФ Александр Панкин: приоритетная задача БРИКС – развитие связей с интеграционными объединениями

Александр Панкин в 1985-м он окончил Московский государственный институт международных отношений, с этого же года работает в системе МИД России. С 2010 по 2014 год был первым заместителем постоянного представителя РФ при ООН в Нью-Йорке. С октября 2017 года занимает должность заместителя министра иностранных дел РФ. В 2018 году Александру Панкину был присвоен дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла.

Заместитель министра иностранных дел РФ Александр Панкин: приоритетная задача БРИКС – развитие связей с интеграционными объединениями
© ТВ БРИКС

– Над какими задачами работают страны БРИКС на евразийском пространстве в год председательства России в объединении?

– Создание прочных связей с развивающимися странами и интеграционными объединениями, в том числе с ЕАЭС, относится к одной из приоритетных задач этого года. Мы подключаем наших единомышленников к различным механизмам взаимодействия по линии БРИКС. В частности, на саммит в Казани приглашены лидеры стран СНГ, главы Евразийской экономической комиссии, секретариата ШОС, Союзного государства России и Белоруссии. Нашим партнерам по евразийскому пространству интересны дискуссии БРИКС по вопросам реформирования глобальной системы управления и обеспечения продовольственной и энергетической безопасности, создания независимых систем финансовых расчетов, борьбы с изменением климата. Другим перспективным направлением взаимодействия в формате БРИКС+ также является гуманитарное сотрудничество. БРИКС – это элемент глобального управления. Мы последовательно отстаиваем интересы развивающихся стран, будь то евразийское пространство, Африка, Латинская Америка.

– Реализация каких проектов транспортных коридоров планируется в Евразии?

– Мы готовы обсуждать со всеми нашими конструктивно настроенными партнерами перспективные проекты, прежде всего международный транспортный коридор «Север – Юг», Северный морской путь. Использование этих транзитных маршрутов существенно сокращает время поставок из Азиатско-тихоокеанского региона в Европу. Севморпуть также дает возможность проложить новые маршруты поставок российских энергоресурсов с арктических месторождений для конечных потребителей, в том числе и в Южной, Юго-Восточной Азии и даже Латинской Америке. Кроме того, мы видим большой потенциал в укреплении взаимосвязанности с партнерами южной части Евразийского континента, Пакистаном и Индией, через страны Центральной Азии. С прошлого года началась активная работа над созданием международного транспортного коридора Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан.

– Что, на ваш взгляд, необходимо прежде всего учитывать при разработке проектов транспортных коридоров в Евразии?

– На наш взгляд, обеспечение безопасных, стабильных и эффективных экспортно-импортных маршрутов, формирование разветвленной логистической сети грузоперевозок, не подверженной политической конъюнктуре — главный критерий, который следует учитывать при разработке транспортных коридоров на евразийском направлении.

Евразийский экономический союз заключил соглашение о зоне свободной торговли с Ираном, Вьетнамом, Сингапуром и Сербией. Какие экономические перспективы открывают эти договоры?

– Соглашение о свободной торговле – это важный институциональный инструмент поддержки экспорта, в том числе по части расширения номенклатуры и объема поставляемых товаров. Функционирующие на сегодняшний день соглашения открыли для сторон более широкие возможности в сфере взаимной торговли, и благодаря им уже произошел существенный рост стоимостных объемов взаимного товарооборота.

На примерах Вьетнама и Сербии мы видим, как минимум, очень хорошую статистику, как по охвату, так и по показателям роста объемов торговли, и это действительно способствует решению национальных экономических задач во всех вовлеченных странах.

– С какими еще странами у Евразийского экономического союза планируется подписание соглашений о зонах свободной торговли?

– На повестке сейчас завершение соглашения о либерализации торговли с Египтом. В 2023 году были также запущены треки по созданию зон свободной торговли с Объединенными Арабскими Эмиратами, Индонезией. Кроме того, в этом году были проведены переговоры по временному торговому соглашению с Монголией – его подписание запланировано до конца текущего года. Также на стадии технических консультаций находится вопрос о проведении соответствующих переговоров с Индией.

– Какие задачи экономического характера на данный момент стоят перед Россией при взаимодействии с партнерами по ЕАЭС?

– Основная задача – качественное расширение и углубление связей между странами Пятерки. Главные усилия в настоящее время сконцентрированы на выполнении пунктов стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Полную версию интервью смотрите здесь.

Фото: скриншот интервью TV BRICS