Пульс угля — 16 сентября: угольная промышленность в моменте
Краткий обзор мирового угольного рынка
Угольные котировки на европейском рынке опустились ниже 113 долл./т. Давление на цены оказывал рост производства электроэнергии из ВИЭ в Европе. Так, в Германии на этой неделе доля возобновляемых источников энергии в общем объеме производства электроэнергии выросла до 70% по сравнению с 61% неделей ранее. Доля каменного угля в производстве электроэнергии составила менее 6%, по сравнению с 8% ранее. Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 11.09.2024 г. упали до 4.15 млн т. (-0.60 млн т. за неделю).
Тематическое фото. источник: САА
Газовые котировки в течение недели демонстрировали волатильность на опасениях того, что ураган Франсин (Francine), зародившийся в Мексиканском заливе, нанесет ущерб мощностям по производству СПГ в Луизиане (США), где расположены несколько заводов. Однако, ураган обошел ключевые объекты, включая крупнейший в США экспортный терминал Sabine Pass компании Cheniere Energy Inc.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 107 долл./т. Котировки с середины августа находятся под давлением из-за сокращения спроса со стороны индийских производителей губчатого железа, которое в свою очередь вызвано сезоном муссонов, ростом дешевого импорта стали из Вьетнама, а также достаточным объемом предложения угля на рынке. Ряд индийских потребителей заявляет, что при ценах выше 100 долл./т. FOB South Africa производство становится нерентабельным, и в случае отсутствия роста спроса на сталь и цемент в ближайшее время они ожидают дальнейшего снижения угольных котировок.
На внутреннем рынке Китая на прошедшей неделе наблюдалось слабое укрепление котировок. Поддержку ценам оказали: снижение добычи из-за дождей, усиление проверок безопасности на шахтах, рост спроса со стороны потребителей в преддверии национальных праздников 1-7 октября, а также техническое обслуживание ряда ж/д путей, по которым идет транспортировка угля в провинции Shanxi.
По итогам недели цены на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1.24 долл./т. до 118.96-120.37 долл./т. Запасы в 9 крупнейших портах составили 22.98 млн т. (-0.47 млн т. к 04.09.2024 г.).
Котировки высококалорийного индонезийского материала удерживаются в диапазоне 91-92 долл./т. Рынок низкокалорийного индонезийского материала на прошедшей неделе получил поддержку на фоне роста числа тендерных закупок со стороны китайских потребителей, которые старались заключить сделки в преддверии национальных праздников 1-7 октября.
Кроме того, участники рынка пытались оценить последствия тайфуна Яги (Yagi), который обрушился на южные провинции Китая 6 сентября (ряд портов на южном побережье были закрыты, что повлияло на прием судов), а затем устремился в сторону Вьетнама.
Из-за тайфуна Вьетнам 7 сентября был вынужден временно прекратить или остановить работу 10 угольных электростанций на севере страны, поскольку удар стихии пришелся на провинцию Куангнинь (Quang Ninh), где сосредоточены ТЭС. В результате около 74% населения страны остались без электроэнергии.
Цены на высококалорийный австралийский уголь 6000 упали ниже 140 долл./т. на фоне роста предложения.
Индекс австралийского металлургического угля HCC после резкого снижения неделей ранее стабилизировались в районе
181-182 долл./т. на фоне роста спроса со стороны китайских покупателей. Участники рынка заявили, что текущие уровни цен стали более конкурентными по сравнению с материалом внутреннего производства. Однако фундаментальные факторы в виде избытка предложения и снижения цен на сталь остаются в силе. Индийские потребители по-прежнему занимают выжидательную позицию.
Котировки австралийского угля PCI резко снизились под давлением более дешевого угля внутреннего производства провинции Shanxi, а также снижения спроса со стороны европейских производителей стали.
Инвестиции российских угольных компаний сократились в 1 полугодии
Инвестиции российских угольных компаний в 1 полугодии 2024 г. упали на 4.4% до 111.1 млрд руб. (-6 млрд руб. к 1 полугодию 2023 г.), что является первым полугодовым снижением с 2020 г. и приведет к дальнейшему снижению добычи угля.
Тематическое фото. источник: CAA
При этом в добывающей промышленности России только угольная отрасль показала негативную динамику, что обусловлено снижением мировых цен, высокими издержками, санкциями и ограниченной провозной способностью ж/д инфраструктуры.
Многие российские производители пересматривают свои планы и уже отказались от реализации новых проектов в 2024 г., сократив закупки оборудования и объемы добычи.
Цены на энергетический уголь, на который приходится более 80% экспортных поставок, в начале апреля упали до минимумов с 2021 г. При этом понижательный тренд сохраняется.
Удорожание себестоимости и логистики на фоне падения котировок привело к отрицательной рентабельности поставок и увеличению убытков, которые подскочили за 1 полугодие в 3.4 раза, в результате чего совокупный убыток компаний составил 7.1 млрд руб. против прибыли 282.5 млрд руб. в 1 полугодии 2023 г. Рентабельность экспорта в КНР ухудшилась с 1 января из-за импортных пошлин, вновь введенных китайским правительством.
Дополнительное давление на инвестиционную активность экспортеров оказывает высокая ключевая ставка, которую ЦБ России продолжает повышать. Таким образом, совокупность негативных факторов приводит к недофинансированию отрасли и отразится на объемах производства.
По итогам 2024 г. ожидается падение объема инвестиций в угольную отрасль на 33.3% до 188.2 млрд руб., или $2.2 млрд (-94 млрд руб., или -1.1 млрд долл., к 2023 г.).
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-августа 2024 г. упала до 132.3 млн т. (-10.1 млн т. или -7.1% к январю-июлю 2023 г.).
Дефицит пропускной способности Восточного полигона для угля достигает 54 млн т.
Фактический дефицит пропускной способности Восточного полигона для угля достиг 54.4 млн т. в 2023 г., что обусловлено переориентацией поставок материала в восточном направлении в результате западных санкций и вынужденными отгрузками в страны АТР через северо-западные и южные порты (см. Таблицу 1).
ематическое фото. источник: РЖД
По оценке Министерства энергетики дефицит пропускной способности Восточного полигона для угля составляет около 85-95 млн т., что включает в себя потенциальное увеличение объема экспорта с учетом спроса со стороны АТР. Это также обусловлено тем, что данный маршрут более целесообразен с экономической точки зрения по сравнению с другими направлениями, где рентабельность все чаще оказывается отрицательной.
Российские угольщики стремятся адаптироваться к новым условиям на фоне высоких транспортных издержек и падения цен на международном рынке. Однако негативные факторы делают экспорт убыточным, что подтверждается результатами 1 полугодия 2024г., согласно которым количество убыточных компаний увеличилось до 51% против 36% за аналогичный период прошлого года. Кроме того, уже 50% российского экспорта находится под санкциями, что осложняет добычу и отгрузки. В текущих условиях особую актуальность приобретает модернизация Восточного полигона и увеличение его провозной способности.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августе 2023 г.).
Таблица 1. Экспорт российского угля на рынок АТР в 2023 г. (объемы, перевезенные по основной сети РЖД)
Экспортные отгрузки в страны АТР Объем, млн. т. Дальневосточные порты + п/п с Китаем 107.1 Северо-западные и южные порты 54.4 Итого 161.5
Тарифы РЖД выросли почти на 45% в 2022-2023 гг.
Общий рост тарифов РЖД по итогам 2022-2023 гг. составил рекордные 44.6%. Такое резкое увеличение стало результатом того, что в 2022 г. тарифы повышались дважды: на 6.8% в январе и на 11% – в июне. В 2023 году также было два повышения: на 10.09% в январе и в декабре – на 10.75%.
При этом в период с 2010 по 2021 гг. тарифы РЖД индексировались один раз в начале каждого года.
Кроме того, дополнительное давление на экономику экспорта угля оказала отмена понижающих коэффициентов для энергетического угля с 1 июня 2022 г. В настоящее время отмена действует до конца 2024 г.
Отмена коэффициента 0.895 на энергетический уголь привела к росту тарифов в среднем на 11%, а отмена коэффициента 0.4 за дальность – на 25–27%.
При этом РЖД регулярно продлевает отмену понижающих коэффициентов, несмотря на то, что уголь является самым главным по объему экспортным грузом, а по итогам 1 полугодия 2024 г. более 50% угольных компаний оказались нерентабельными и их убытки подскочили в 3.4 раза.
Таким образом, из-за высоких транспортных издержек на фоне нисходящего тренда в ценах на мировом угольном рынке, западных санкций и ограниченной провозных способной ж/д инфраструктуры поставки российского материала продолжат сокращаться.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августу 2023 г.).