Владимир Гутенев: Утильсбор не разгонит цены на российские авто
Необходимо остановить экспансию российского авторынка зарубежными производителями — для этого с 1 октября проиндексируют размер утилизационного сбора, который будет постепенно расти до 2030 года. Об этом «Парламентской газете» рассказал глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Он также сообщил о подготовке новой версии законопроекта о маркетплейсах и объяснил, почему нужно всячески стремиться снижать значение ключевой ставки.
- Владимир Владимирович, как отсрочка от армии для выпускников техникумов поможет преодолеть дефицит кадров в ОПК?
- Мы направили на отзыв Правительству законопроект, который регулирует достаточно узкий спектр выпускников, — только тех, кто, получив среднее профессиональное образование, идет работать на предприятие оборонно-промышленного комплекса на полный рабочий день. Этим мы решаем две проблемы. Поступив на работу, выпускник пройдет необходимую социализацию в трудовом коллективе, которая значительно повысит вероятность того, что после службы в армии он вернется в знакомую команду и будет принят уже не как новичок, который еще и подзабыл то, чему его учили, но как человек, который работал и получил практический опыт. Это еще и сэкономит бюджетные деньги, потому что парень пойдет работать по специальности, которой его учили за госсчет.
Мы также считаем, что можно было бы распространить отсрочку на ребят, которые пошли на целевое обучение в вуз по направлению предприятия ОПК, получив среднее профессиональное образование. Для нас сейчас очень важно бережное отношение к кадрам, дефицит которых в ОПК, по оценке Минпромторга, пару месяцев назад составлял около 180 тысяч человек. Сократить его — первейшая наша задача, но хочу обратить внимание, что важно не только количество, но и качество. Поэтому я с удовлетворением отмечаю, что наши коллеги из исполнительной власти в очередной раз трансформировали специальные инвестиционные контракты. СПИК 3.0 предназначены для роботизации и автоматизации промышленных производств. Борьба за кадры включает в себя и создание современных условий на предприятиях.
- Когда Госдума рассмотрит законопроект о маркетплейсах, соавтором которого вы являетесь?
- В Правительстве обсуждают идею разработки всеобъемлющего документа, который бы учитывал регулирование всех цифровых платформ, включая даже агрегаторы такси. У нас иной взгляд на ситуацию: мы считаем, что маркетплейсы — это торговля, поэтому их место в законодательном регулировании закона о торговле. Мы получили из Правительства замечания на наш законопроект, с их учетом переработали документ, планируем в ближайшие несколько недель внести в Госдуму обновленную версию. Она предполагает больше степеней свободы, что будет касаться и возврата товаров, и регулирования отношений между маркетплейсами и пунктами выдачи заказов, где возникало много конфликтных ситуаций. Мы все-таки настаиваем, чтобы сохранялась конкурентная среда между традиционными торговыми сетями и электронной торговлей.
Борьба за потребителя предполагает одинаковые условия работы, например, сотрудники должны симметрично облагаться налогами, хотя сейчас маркетплейсы могут привлекать и самозанятых, и работников по патентам, что создает меньшую нагрузку. Торговые сети, работая с надзорными органами, несут большие издержки и на свой персонал. Мы продолжаем работу над законопроектом.
- Как вводимый с 1 октября утилизационный сбор на автомобили повлияет на авторынок? Есть опасения роста цен.
- Нужно разделять повышение цен в виде инфляционной индексации и когда для этого есть благоприятная конъюнктура, и когда продавец хочет получить дополнительные доходы. Так вот, со стороны АвтоВАЗа в этом году цены повышались дважды, и это была инфляционная индексация на 2,9 и на 1,4 процента.
Что касается утильсбора, то это вынужденная и, к сожалению, запоздалая мера. Этот сбор много лет не сопровождался индексацией, что привело к очень успешной экспансии нашего рынка со стороны в первую очередь китайских производителей. В условиях беспрецедентно низкой процентной ставки и поддержки экспорта, которые есть в Китае, они демпингуют и захватывают наш рынок. Если в количественном выражении АвтоВАЗ выглядит еще весьма прилично, контролируя значительную долю рынка, то по ценовым показателям отечественные машины занимают чуть больше 10 процентов нашего рынка. Это критичная граница, которую не надо давать переступать.
Экспертный совет Госдумы по автопрому детально проработал вопрос индексации утильсбора по всем видам автомобильной техники. Правительство нас поддержало, премьер-министр Михаил Мишустин 13 сентября подписал соответствующее постановление. Речь идет не только о защите внутреннего рынка, но и о понуждении крупных зарубежных производителей осуществлять технологическую локализацию на территории нашей страны, чтобы их автомобили становились российскими не в результате отверточной крупноузловой сборки, а за определенные операции в зависимости от их технологической сложности.
- Какие меры обсуждаются для поддержки инвестиционной активности бизнеса в условиях высокой ключевой ставки?
- Существующая ставка, на мой взгляд, это просто катастрофа для любого бизнеса, который приостанавливает инвестпроекты. И это в тот момент, когда у нас благоприятная ситуация для импортозамещения. Поэтому считаю необходимым в ближайшее время добиться снижения ключевой ставки.
Считаю также, что высокая ставка в среднесрочном периоде разгоняет инфляцию. Слова о том, что мы снижаем потребительский спрос и таким образом купируем инфляцию, как мне кажется, не соответствуют действительности, потому что в большинстве высокотехнологичных производств доля заработной платы в объеме выпускаемой продукции не превышает 6-8, максимум 10 процентов. Разогнать инфляцию таким образом нельзя. Стерилизация денежной массы и попытка задушить инфляцию, жертвуя темпами экономического развития, мне представляется довольно рискованной политикой. С нетерпением ждем, что Правительство инициирует более взвешенный подход для наших финансовых институтов.
Что касается отдельных мер поддержки, то я уже говорил про специальные инвестконтракты. Работает Фонд развития промышленности, который дает кредиты под 5 процентов годовых до пяти миллиардов рублей на пять лет. Есть промышленная ипотека, которая позволяет расширять производственные мощности. Но эти меры не могут быть доступны для всех. И чем больше разрыв между льготной ставкой и ставкой текущей, тем более неконкурентные обстоятельства возникают для бизнеса. Очень надеюсь, что дальнейшего повышения процентной ставки не будет и мы максимально эффективно используем сложившуюся конъюнктуру, связанную с импортозамещением, активностью и готовностью нашего бизнеса не только развиваться внутри страны, но и осуществлять международную экспансию.