Стройки с национальным характером: Главгосэкспертиза и ССЕА обменялись опытом управления проектами
Сходства и отличия русской и китайской «кухни» ценообразования при проектировании и строительстве, а также управления стоимостью на всех этапах жизненного цикла объектов изучили эксперты Главгосэкспертизы в ходе рабочего визита в КНР. Он состоялся в рамках исполнения программы межправительственной Российско-Китайской Подкомиссии по строительству и городскому развитию на 2024 год и Соглашения о сотрудничестве между Главгосэкспертизой и Китайской ассоциацией управления стоимостью строительных работ (ССЕА).
При всей специфике устройства и функционирования стройкомплексов России и Китая у них есть общий вектор развития и общая цель – управление стоимостью. К такому выводу пришли участники двухсторонних совещаний в Пекине по вопросам ценообразования, сметного нормирования, а также инжиниринговым услугам и цифровизации в строительстве.
Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов, возглавлявший рабочую группу экспертов в КНР, отметил, что у систем ценообразования в строительстве Китая и России очень много общего. «В том числе у нас общая тенденция к оптимизации бюджетных затрат и усилению роли заказчика в управлении жизненным циклом объекта», – подчеркнул он.
В ходе первого совместного заседания в Пекине делегации Главгосэкспертизы и ССЕА обсудили особенности действующих моделей ценообразования в России и Китае. В том числе специфику разработки сметных нормативов и сметных цен, а также методики и другие правовые основы определения цены строительства – от подготовки сметы проекта до формирования стоимости строительного контракта.
Примечательно, что с начала реформы ценообразования в Китае действует двухступенчатая система управления стоимостью объектов. Соответственно, на общегосударственном уровне эти функции возложены на Министерство жилищного строительства и городского развития КНР. На местном уровне этим занимаются региональные и муниципальные власти в 31 провинции.
Сметы без секретов: что стоит за ценой строительства
В ходе обмена докладами особенно большой интерес у китайской стороны вызвал российский опыт реформирования системы ценообразования и прежде всего – методология работы с данными. В том числе – процедуры наполнения и актуализации сведений в сметно-нормативной базе (ФСНБ-2022) и федеральной государственной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Кроме того, китайских коллег заинтересовали: особенности российской практики отбора подрядчиков по объектам госзаказа, алгоритмы сбора данных для сметных расчетов на этапе проектирования, правила формирования начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а также нормативного регулирования изменения стоимости в процессе строительства.
Подробно на эти и другие многочисленные вопросы в ходе двухсторонних встреч в Пекине ответил заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Головин. Но прежде всего он показал китайским коллегам весь путь зарождения и развития современной системы сметного нормирования в России. Существующая система ценообразования в нашей стране развивается с 1811 года, а первые государственные нормы расхода труда, строительных материалов. эксплуатации машин и механизмов были опубликованы в 1869 году после утверждения императором Александром II.
«Советская система продолжала во многом наследовать царские нормы в строительстве, а последняя советская сметно-нормативная база была выпущена в 1991 году», – сообщил Сергей Головин. Комментируя текущий ход реформы ценообразования в России, спикер подчеркнул, что сметные нормы и методики, разрабатываемые Главгосэкспертизой и утверждаемые Минстроем РФ, обязательны для применения только в бюджетных проектах и они необходимы для разработки сметных расчетов до выхода проекта на тендер. Для коммерческих заказчиков сметные нормы носят рекомендательный характер. Сергей Головин также обратил внимание китайских коллег, что в нашей стране при разработке сметных норм применяется метод технического нормирования и он основан как на расчетных, так и на эмпирических методах определения затрат труда и строительных ресурсов. При этом нормы на новые виды работ и технологии добавляются в сметно-нормативную базу ежеквартально, а на существующие обновляются примерно раз в 10-15 лет, уточнил эксперт.
Более подробно об инструментах верификации стоимости проектируемых объектов, а также о российской практике оказания консультационных услуг в строительстве рассказала руководитель Инжинирингового центра Главгосэкспертизы России Марина Гречко. Она выступила основным спикером с российской стороны на совместном вебинаре по вопросам инжиниринговых услуг. Одна из главных особенностей этого сектора в России – это разделение на общедоступные консультации для проектов любого типа финансирования и область обязательной экспертной оценки обоснования инвестиций на основании постановлений Правительства Российской Федерации. К этой категории, в частности, относятся проекты модернизации коммунальной инфраструктуры. «В целом за период с февраля 2022 года по август 2024 года заключения Главгосэкспертизы по итогам технологического и ценового аудита получили около 1000 объектов на территории 46 субъектов России», – сообщила Марина Гречко. Спикер также познакомила китайских коллег с алгоритмами работы Единого государственного реестра заключений (ГИС ЕГРЗ) и созданного на его основе открытого информационного сервиса «Витрина проектов». На текущий момент база данных «Витрины» содержит паспорта более 50,5 тысяч проектов-аналогов, из них почти половина – более 22 тысяч – приходятся на объекты, предназначенные для жилья, включая многоквартирные дома, общежития и гостиницы.
В свою очередь китайские спикеры также поделились практикой применения типовой проектной документации, которая основана на систематизации данных о так называемых «исторических» реализованных объектах.
Кроме того, в ходе совместного вебинара, который прошел в режиме телемоста из Пекина и Центра взаимодействия и коммуникаций в строительстве (ЦВК) в Москве, представители ССЕА рассказали о текущем состоянии сектора консультационных услуг по управлению стоимостью, а также информационным системам и программному обеспечению, используемому при оценке стоимости строительства в Китае. В целом по всей стране сегодня применяется 45 видов ПО для определения объемов, затрат и других показателей стоимости строительных работ. При этом удельная стоимость программных продуктов составляет порядка 50% от стоимости работы специалиста по консультационным услугам.
Новый китайский вызов: от скорости к качеству
Сегодня объем китайских инвестиций в строительство превышает 50 триллионов юаней (657,5 трлн рублей). Из них стоимость контрактов по консультационным услугам составляет порядка 110 млрд юаней, что подтверждает растущий спрос на экспертное сопровождение объектов как на стадии предпроектной оценки инвестиций, так и на этапе строительства. Такая практика на строительном рынке Поднебесной возобновилась после 30-летнего перерыва и стала началом масштабной трансформации в 2020 году.
На текущий момент в китайском секторе инженерного и стоимостного консалтинга занято 15 284 предприятия, в них занято более 1,2 млн специалистов. Об этом рассказал руководитель департамента стандартов и норм Министерства жилищного строительства и городского развития КНР Ван Вэй, возглавивший китайскую рабочую группу на переговорах в Пекине.
«Управление стоимостью – это главный вызов текущей реформы ценообразования в строительной отрасли Китая», – сообщил Ван Вэй. По его словам, задача оптимизации затрат и повышения эффективности капитальных вложений вытекает из более масштабной государственной задачи КНР – перехода от высокоскоростного к высококачественному росту стройкомплекса. Что в свою очередь обеспечивает устойчивость инфраструктурного развития страны в долгосрочной перспективе.
О том, как в Китае устроены механизмы участия государства в управлении проектами на верхнем и низовом, муниципальном уровне, рассказал представитель Управления строительства города Шэньчженя. Это крупнейший индустриальный и деловой центр на юге Китая, а также один из лидеров китайского рынка высотного строительства. В 2008 году Шэньчжэнь был выбран ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна». Поэтому узнать из первых уст о практике городского департамента строительства по управлению жизненным циклом и инструментах расчета себестоимости объектов было особенно интересно для российских участников совещания.
Стадийность определения стоимости – еще одна характерная черта китайской модели ценообразования, на которую обратили внимание российские эксперты. Китайские коллеги рассказали о высокой точности оценки инвестиций и жестком контроле бюджетных затрат на всех этапах реализации проектов с государственным участием.
Подводя итоги двухсторонних совещаний в Пекине, начальник Главгосэкспертизы Игорь Манылов отметил высокий уровень цифровизации стройкомплексов России и Китая, которая осуществляется по своим национальным стандартам и правилам, но в целом направлена на достижение общей цели – повышение качества управления строительными объектами на протяжении всего жизненного цикла. «Нужно работать с данными, для того чтобы увеличить возможности влияния государства на конъюнктурные колебания и тем самым сохранить баланс и устойчивость нашей отрасли в условиях растущей нестабильности. И в этом наши цели и направления движения совпадают», – считает начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов.