Госдума рассмотрит бюджет: каковы последствия роста расходов
Новый трехлетний Несмотря на ранее существовавшие у Минфина планы по сокращению доходов и расходов бюджета после их роста в 2024 году, в 2025-м обе статьи будут дополнительно увеличены. Так, новым документом спрогнозирован рост доходов с 33,5 трлн рублей в 2024 году до 40,3 трлн рублей в 2025 году (+11,6 % к 2024 году), с умеренным ростом в 2026 и 2027 – до 41,8 трлн рублей и 43,2 трлн рублей соответственно. При этом доля ненефтегазовых поступлений в общем объеме вырастет до 73 с 67 % в 2024 году). Одновременно увеличатся и расходы: с 34,4 трлн рублей в действующем законе до 41,5 трлн рублей в 2025-м, 44 трлн рублей в 2026-м и 45,9 трлн рублей в 2027-м. Ожидания дефицита бюджета в новом проекте соответствуют 0,5 % ВВП в 2025-м, 0,9 % в 2026-м и 1,1 % в 2027 году. Через три года ненефтегазовый дефицит должен сократиться на 2,5 п. п. в сравнении с 2024 годом, до 5 % ВВП. При этом дефицит будет покрываться за счет государственных заимствований, а госдолг останется на безопасном уровне – 18 %. «Мы ограничиваем дефицит бюджета, исходя из возможностей по доходам. Его баланс составлен из базовой расчетной цены на нефть в 60 долларов за баррель. Все, что выше этого уровня, будет направляться на пополнение фонда национального благосостояния, – прокомментировал министр финансов РФ Антон Силуанов. – Мы видим, что сегодня эти параметры чуть выше, чем заложенные в бюджете. Поэтому бюджет устойчив. И невысокий уровень дефицита бюджета позволяет нам опираться на внутренние источники финансирования дефицита бюджета». Как ранее заявил Михаил Мишустин, работа над главным финансовым документом страны проводилась на фоне сохраняющихся дисбалансов в глобальной экономике, оказывающих давление на российскую экономику. Формируя новый трехлетний план, правительство исходило, прежде всего, из необходимости исполнения социальных обязательств. Заместитель председателя правительства – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко сообщил, что объем внесенного в Госдуму документа составляет 7000 страниц, которые теперь предстоит изучить и проанализировать депутатам. Социальный приоритет Согласно информации на сайте правительства, социальный ориентир остается главным приоритетом федерального бюджета на 2025–2027 годы. В финансовом документе, который предстоит принять, учтены все необходимые для поддержки граждан России расходы. В частности, запланирован опережающий рост минимального размера оплаты труда, который с начала следующего года должен увеличиться на 16,5 %, до 22,4 тыс. рублей, а к 2030 году – до 35 тыс. рублей. Это поможет повысить заработные платы порядка 4 млн работников. Кроме того, предусматривается индексация материнского капитала и пенсий работающим пенсионерам, модернизация первичного звена здравоохранения, адресная поддержка беременных женщин и семей с детьми, выделение субсидий по обеспечению жильем молодых семей, финансирование региональных демографических программ по повышению рождаемости. За счет бюджета будут выполнять капитальный ремонт и строительство образовательных учреждений, обеспечивать школьников горячим питанием, предоставлять лекарства льготникам, повышать уровень пенсионного обеспечения. К примеру, только «детский» бюджет оценен в 10 трлн рублей в течение трех лет. Поддержкой семей, в которых воспитываются нуждающиеся дети возрастом до 17 лет, охвачено порядка 10 млн человек – чтобы выплачивать таким семьям единое пособие, в бюджете заложены порядка 4 трлн рублей. В правительстве считают такую заботу о них в приоритете государства. Среди других приоритетных задач правительства – обеспечение технологического лидерства, расширение инфраструктуры и реализация национальных проектов – их в России 19, и в сравнении с действующими в 2019–2024 годах нацпроектами их финансирование из федерального бюджета увеличено практически вдвое. На программу модернизации коммунальной инфраструктуры в течение трех лет будет выделено 180 млрд рублей. Финансовая поддержка регионов, согласно оценке правительства, может потребовать выделения по 3,3 трлн рублей в год. Последствия наращивания расходов Как считает инвестиционный консультант ФГ «Финам» Тимур Нигматуллин, увеличение расходной части федерального бюджета, скорее всего, приведет к темпам роста денежной массы M2 стабильно выше 20 % в то время как до сих пор этот показатель замедлился и был ниже планки в 20 %. «Очевидно, бюджетный стимул будет вновь оказывать проинфляционное влияние. Сейчас инфляция находится в районе 9 % год к году. Как только пройдут первые авансовые платежи в начале 2025 года, бюджетный стимул начнет разгонять инфляцию, в ожидании этих событий Банк России может еще дополнительно ужесточить монетарную политику. И вполне может поднять ставку и до 20 %, и до 21 %. Теперь можно ориентироваться на такие тенденции», – отметил он. Рассуждая о том, как бюджетный стимул повлияет на бизнес компаний, Тимур Нигматуллин заявил, что это может привести к росту спроса на товары и услуги. «Компании с высоким уровнем долга столкнутся с периодом, когда им будет очень сложно обслуживать долги. И, учитывая степень жесткости монетарной политики и продолжительность этого периода, многие из них могут столкнуться с очень большими проблемами», – полагает он. В 2025 году эксперт видит инфляцию на уровне 7–8 % в 2025 году с затуханием к 2026-му. Ранее экономист рассказывал о том, как изменится налоговая система в 2025 году. Фото: ФедералПресс / Денис Коробейников