Первый замглавы Минстроя: идея опорных пунктов в РФ не значит, что жизнь будет только там

Когда в новых субъектах РФ начнет возводиться первый квартал в рамках механизма комплексного развития территорий (КРТ) и какие ноу-хау войдут в новый нацпроект "Инфраструктура для жизни", в интервью ТАСС в рамках Международного форума и выставки 100+ TechnoBuild рассказал первый заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Александр Ломакин.

Первый замглавы Минстроя: идея опорных пунктов в РФ не значит, что жизнь будет только там
© ТАСС

Александр Николаевич, Минстрой завершил работу над паспортом национального проекта "Инфраструктура для жизни" и передал ее в правительство РФ. Что дальше?

— Сейчас паспорт находится на рассмотрении. Параллельно с ним в Госдуму внесли проект федерального бюджета. От того, в каком виде будет принят бюджет, зависит окончательное утверждение паспорта нацпроекта.

Наш новый национальный проект включает в себя несколько федеральных проектов, в том числе по развитию инфраструктуры в опорных населенных пунктах, жилищного строительства (куда входит и инструмент КРТ) и модернизации коммунальной инфраструктуры. Сейчас обсуждаем количество средств на него из федерального и региональных бюджетов, внебюджетных источников.

Важное направление — продолжить работу по благоустройству городских территорий. Мы видим, насколько ощутимый эффект дает благоустройство в любом населенном пункте. Сквер, парк, набережная становятся центром притяжения людей и своеобразным экономическим толчком.

— Могут ли какие-то из направлений Минстроя быть урезаны в финансировании, если исходить из проекта федерального бюджета?

— К сожалению, да. Не все замыслы и планы, скорее всего, будут реализованы. Где-то что-то будет оптимизировано на уровне принятия бюджета.

— То есть эти направления будут в фокусе Минстроя?

— Конечно. Ресурсы распределяются согласно национальным проектам, которые у нас есть. Например, мы надеемся, что 120 млрд рублей, запрошенные на поддержку комплексного развития территорий, мы сможем сохранить и направить на поддержку регионов, в которых запускаются такие проекты. Важно, чтобы эти проекты были связаны со вводом жилья и расселением аварийного фонда. Деньги мы планируем направлять на необходимые мероприятия, связанные с изъятием и выкупом помещений, расселением, переносом инженерных коммуникаций и строительством новых сетей. Причем потребности в поддержке КРТ в разных регионах разные и зависят от маржинальности проектов.

— В новом нацпроекте впервые появляется понятие опорных населенных пунктов. Определены ли они уже?

— В России существуют более 150 тыс. населенных пунктов. Из них Министерство экономического развития должно отобрать 2 тыс. На сегодня их в списке около 2,3 тыс., и сейчас коллеги уточняют окончательную цифру. В этих 2 тыс. населенных пунктов живет подавляющее большинство населения нашей страны. Идея в том, чтобы все министерства реализовывали мероприятия приоритетно в этих населенных пунктах, не забывая об остальных. Это не значит, что только там "будет жизнь". Эти города и поселения станут ядрами притяжения и драйверами для развития прилегающих территорий.

Из 2 тыс. населенных пунктов предстоит отобрать 200, для которых целесообразно разработать мастер-планы. А там, где мастер-планы уже разработаны, как в городах Дальнего Востока, документы нужно будет немного доработать с учетом того, что до конца 2024 года мы планируем закрепить понятие мастер-плана законодательно. Мы сделаем его совмещенным стратегическим документом градостроительного развития и социально-экономического роста.

— Сейчас в Госдуме как раз обсуждают очередные поправки к законодательству о КРТ, в том числе о введении обязанности для девелоперов создавать объекты социальной инфраструктуры в рамках проектов КРТ. Как вы считаете, когда это требование может вступить в силу?

— Мы рассчитываем, что эта поправка наряду с другими изменениями в законодательство по КРТ будет принята в осеннюю сессию, и сейчас с Госдумой это отрабатываем. Но нужно отметить, что многие регионы уже сегодня при проведении торгов или заключении договора вменяют инвестору строительство социальных объектов. Это делается в регионах, где финансовая модель девелопера это позволяет. Начали появляться проекты КРТ индивидуальной жилой застройки — целые одноэтажные поселки, которые возводят со всей необходимой инфраструктурой.

— Развивается ли механизм КРТ в новых регионах?

— В Мариуполе уже подобрано несколько территорий под КРТ. Сейчас на стадии разработки градостроительной документации находится пять проектов планировки территории. Я думаю, до конца текущего года будут подготовлены, и в следующем году начнется проектирование конкретных объектов. В конце следующего года проекты выйдут на стройку.

— Проявляют ли другие страны интерес к накопленному в РФ опыту КРТ?

— Нашим опытом комплексного развития территорий интересуются многие. Мы встречались с коллегами из Лаоса, коллеги из Индии тоже смотрят. Они пытаются изучить принцип и правила нашего механизма КРТ и посмотреть, как они могут быть реализованы у себя.