Спрос на автоперевозки грузов из Казахстана резко вырос
Обновлено в 14:50
В России резко вырос спрос на автоперевозки грузов из Казахстана. Новые пути доставки бизнес ищет из-за сложностей с логистикой и взаиморасчетами с Китаем. Количество размещенных на бирже ATI.SU заявок на перевозку грузов в Россию из других стран в третьем квартале этого года увеличилось на 68% в годовом выражении, обращает внимание газета «Ведомости».
По сравнению со вторым кварталом, объем заявок увеличился в 1,5 раза. Абсолютные значения биржа, которая является агрегатором перевозок в России и сопредельных странах, не приводит. Business FM спросила у представителей логистического бизнеса, заметили ли они новую роль Казахстана.
Старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло:
«Я предполагаю, что дело не в платежах, мы несколько месяцев назад заметили тренд, что часть китайских отправителей требует оформлять все экспортные документы, все транспортные документы на третью страну. При этом мы понимаем, что при платежах российские импортеры используют платежных агентов. Платежные агенты выступают в роли именно платежного агентирования, не являясь закупочными компаниями. То есть между китайским поставщиком и российским импортером есть прямой контракт, по которому деньги заходят через платежного агента — китайца. Но при этом все документы оформляются на Россию. Теперь часть китайских отправителей, чтобы между китайским отправителем и российским импортером стояла третья компания, выступающая в роли торгового дома либо ретейлера, назовем это так. И в этой связи стало несколько меняться построение цепочек поставок, к железнодорожным перевозкам стал снижаться интерес, но стал увеличиваться интерес к автогрузовым перевозкам, потому что там это проще сделать, на бондовых складах переоформить документы либо что-то перегрузить. А тут, естественно, Казахстан, почему бы нет, не поехать через Казахстан, либо сначала в Казахстан привезти груз, а потом из Казахстана уже экспортировать в РФ. Я еще думаю, что есть такой фактор, что казахские финансовые власти, по крайней мере, мы точно это знаем, стали запрещать реэкспортировать товары через Казахстан без завоза этих товаров на территорию Казахстана. То же самое сделали недавно власти Кыргызстана».
***
Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин:
— Ничего удивительного в этом нету, что в Казахстан вырос поток именно грузоперевозок. Потому что, наверное, основной логистический маршрут, чтобы обойти санкции, это как раз Казахстан. Грузопоток, увеличится, у нас это единая таможенная зона, не надо пересекать дополнительных таможенных постов, все проще оформляется. Даже, может быть, и не завозится в Казахстан, но проще именно через участок области, еще оформление документов. Небольшой заезд. Мы так обходим эти санкции. Товары в любом случае завозятся, особенно запчасти для импортных автомобилей, у нас осталось большое количество европейских автомобилей.
— Есть ли еще страны, которые потенциально могут быть удобны для грузоперевозок?
— Грузия, опять же через Турцию на Грузию, через Армению, через Азербайджан. Все, что как-то приближено к Европе, это как раз сегодня те логистические цепочки, которые позволяют завозить грузы с Европы. Если двигаться через Турцию, можно уходить на те же самые Грузию и Армению, вдоль Каспия, заезжая в Казахстан. Можно через Иран завозить и по среднеазиатским странам, через Казахстан в Россию. В данных цепочках активно сейчас участвуют и Объединенные Арабские Эмираты.
— Но при этом история с маршрутом Китай — Казахстан — Россия самая популярная сейчас?
— Конечно. С Китаем очень сильно растет товарооборот. Есть дорога, которая идет на Дальний Восток, которая на Китай уходит через Владивосток, через Монголию и так далее. Есть восточное направление, Восточный Китай.
***
Гендиректор Sota Logistic Андрей Соловьев:
— По нашему грузопотоку и нашему клиентскому портфелю не могу сказать, что наблюдаем увеличившийся ярко выраженный грузопоток по этому направлению. Но мы об этом слышали и связываем подобное явление с тем, что ужесточены ряд требований как по платежам, так и по обширной товарной группе. То есть были в других странах, которые импортеры используют для проезда грузов в Россию, для большого количества товарных групп повысили пошлину. То есть при доставке этих грузов в ряд стран, которые традиционно используются, были подняты таможенные платежи, и Казахстан сейчас наиболее привлекательный с точки зрения этой финансовой составляющей. Плюс это транзитный, близкий к нам регион, который мы традиционно, сейчас даже в большем объеме, стали использовать.
— А какие еще могут быть удобные для этих целей другие страны, на ваш взгляд?
— Традиционно мы всегда использовали Киргизию, но эта страна сейчас ужесточила свою политику в части финансов. Я думаю, что налаженные поставки по-прежнему осуществляются, но, возможно, сейчас с новыми контрактами, с новыми платежами, партнеры сталкиваются с проблемами, которые вызваны банковскими требованиями. То есть невозможностью осуществить платеж за товар. Мы все подвержены сейчас изменениям, я думаю, что мы будем и в этом регионе иметь какое-то время для оформления. Возможно, все изменится и очень быстро.
Объем перевозок грузов автотранспортом между Китаем и Россией увеличивается с каждым годом. В третьем квартале этого года количество заявок на автоперевозку грузов из Китая в Россию выросло в 3,5 раза.
Новая логистика сказалась на ценах на перевозки. Перевозчики говорят о росте цен на 45-50%. Многие игроки не понимают, как оценить свои услуги, поскольку ситуация на казахстанском направлении в этой сфере складывается не рыночная. Но тем не менее, по их мнению, вскоре ситуация должна нормализоваться.