Зеленоградский паровоз и логистический вопрос: события, о которых говорили на уходящей неделе
О наиболее важных событиях минувшей недели в Калининградской области по версии портала «Клопс» — в авторском обзоре журналиста Дамира Батыршина.
Несмотря на то, что на календаре только середина октября, в регионе уже вовсю началась подготовка к предстоящему Новому году. Возглавляет процесс Зеленоградский район, где на этой неделе объявили сразу о трёх конкурсах на закупку украшений.
Всего зеленоградские власти планируют потратить на создание праздничного настроения около шести миллионов рублей. Особый интерес вызвало намерение поставить на улицах города световую инсталляцию в виде паровозика.
Это обойдётся муниципальному бюджету в 2,9 миллиона рублей. Такие расходы сразу стали вызвать сомнения в обоснованности. Ведь паровозик постоит две недели, максимум месяц, и будет демонтирован.
Неужели в Зеленоградске настолько всё хорошо, что некуда больше потратить многие миллионы?
Например, в городе серьёзные проблемы с водоснабжением. Летом у жителей постоянные перебои из-за того, что сети изношены, скважины старые и не хватает мощности.
Прокуратура выявила, что зеленоградцам подавали некачественную воду, а плату брали как за нормативную. Крайним сделали «Водоканал», хотя предприятие отвечает за водоснабжение муниципалитета лишь с января 2024 года. Проблеме явно не несколько месяцев, и до сего момента ответственными за воду были именно местные власти.
Редакция нашего портала попросила зеленоградскую администрацию рассказать, с чем связаны такие траты на новогодние украшения. Будет интересно, как чиновники будут обосновывать своё решение.
Примечательно, что в том же Зеленоградске катастрофически не хватает денег на улучшение жилищных условий для тех, кто стоит в муниципальной очереди. Ветеран труда Галина Гусева вот уже 55 лет ждёт, пока решится её проблема, причём 24 года она первая в списке.
Власти уверяют, что на очередников у них нет средств. Настолько нет, что не могут выполнить предписания прокуратуры и минконтроля. Чиновники всячески отбиваются от претензий в суде и на уходящей неделе добились окончательной победы над пожилой женщиной.
Новую квартиру она не получит.
Так и будет жить в старой, где на стенах грибок и плесень.
Зато сможет, выйдя на улицу, чтобы продышаться, порадоваться яркому новогоднему паровозику.
В Калининграде же пока не до бирюлек. Здесь с наступлением поздней осени, дождей и холодов по традиции взялись за ремонт дорог и тротуаров.
В будущем году городские власти намерены вдвое увеличить траты на это. Казалось бы, хорошая новость, однако в каждой бочке мёда всегда можно найти ложку дёгтя. А в случае с муниципальнами контрактами это самая настоящая бадья, ведь к качеству работ возникают серьёзные претензии.
На многострадальной улице Красной подрядчик так и не смог победить обстоятельства непреодолимой силы, поэтому в итоге объект был принят с недоделками, которые теперь героически устраняют. На парковке у Рыбной деревни, которую специально оборудовали для туристических автобусов в декабре 2023 года, всё уже развалилось.
Нетрудно догадаться, какое впечатление у туристов сложится о Калининграде, когда они увидят щербатую гранитную плитку.
Может, вместо потрескавшихся плит было проще уложить брусчатку? Хотя, нет, на Красной ведь не смогли сделать это как следует. И где гарантия, что на острове получилось бы?
Непонятна судьба брусчатки на Радищева. Некоторым местным жителям не нравится, что от неё шум, люди требуют убрать камень и положить асфальт. Другие, напротив, выступают за сохранение мостовой. Сейчас на этой улице начат ремонт канализационного коллектора, и нет никакой гарантии, что брусчатку восстановят.
Пока же из-за этих работ пришлось изменить схему движения. И опять же по устоявшейся традиции сделано это максимально неуклюже. Водители путаются, не понимая, куда ехать.
Проспект Победы на участке объезда сделали двусторонним, но дорожные знаки противоречат друг другу. Всё это создаёт гигантские заторы в обоих направлениях, а также на улице Кутузова.
Рукотворный коллапс продлится до весны 2025 года, и это в лучшем случае.
Так что водителям, у которых нет иного варианта объезда, остаётся только посочувствовать.
Сочувствия к себе требуют и местные бизнесмены. В последнее время они стали всё громче заявлять, что им тяжело работать в Калининградской области, и грозят увести производство из региона.
По их словам, действующая модель особой экономической зоны не даёт никаких преференций инвесторам. Промышленники жалуются, что на основной территории России работать легче и выгоднее. То есть вместо того, чтобы давать льготы,
ОЭЗ ставит местных производителей в неравные условия с другими.
Это неудивительно. Ведь изначально особая экономическая зона в Калининградской области создавалась для импортозамещения. Сырьё и комплектующие завозились из-за рубежа, в первую очередь из Европы. Это логично, ведь самый западный регион России ближе всего к Евросоюзу и сюда можно было завезти товары без особых проблем — фурами или по морю.
Теперь же всё поменялось на 180 градусов, и основной товаропоток стал идти из «большой» России. Для бизнеса такая схема означает двойные затраты на логистику.
И всё бы ничего, но таможенное администрирование осталось заточено под прежние условия. Производственникам нужно доказывать, что их продукция сделана из российских комплектующих или сырья. В противном случае она считается импортной и нужно платить пошлины.
Всё это создаёт дополнительную головную боль промышленникам, которые вынуждены нести лишние расходы.
Калининградские особенности неудобны не только для крупного бизнеса, но и для микропредпринимателей. На этой неделе в чемодане у пассажира поезда Санкт-Петербург — Калининград российские таможенники нашли несколько устройств так называемого «умного дома».
Партию признали коммерческой, а раз так, то гражданин был обязан задекларировать свой груз. Он этого не сделал, поэтому был признан виновным. Теперь человеку грозит штраф, а товар конфискован.
У многих, кто увидел эту новость, сразу же возникли вопросы. Ну, ладно, если такие правила в отношении груза, который вывозят из области. Здесь понятно — импортный товар, который могли привезти в режиме свободной таможенной зоны для потребления внутри региона. И просто так вывезти в «большую» Россию его нельзя — нужно доплачивать.
Но ведь в случае с пассажиром из Санкт-Петербурга обратная ситуация. Он не вывозил товары из Калининградской области, а ввозил. Где он их купил в России — это его дело. За что его хлопнули на границе, непонятно. Все эти вопросы «Клопс» задал калининградской таможне.
Пока же ясно одно — подобная ситуация в принципе невозможна на основной территории России. Там в поезде в личном чемодане из любого города в любой другой можно везти всё что угодно, кроме запрещённых предметов, к которым гаджеты уж точно не относятся.
Увы, как ни стараются власти создать новогоднее настроение светодиодными паровозиками, от реального положения дел совсем нерадостно. В инциденте на санкт-петербургском поезде как в капле воды отразилась уязвимость калининградского региона от внешних факторов. Чего ждать области, если бизнес всё же выполнит свою угрозу и передислоцируется отсюда, догадаться не трудно.