Евросоюз постарается еще сильнее ограничить возможности стран ЕС покупать российский сжиженный природный газ, закупки которого в 2024 году начали расти на волне ожиданий новых санкционных ограничений. Такую цель нового, 15-го по счету пакета санкций, со ссылкой на дипломатические источники называет Politico.
Собеседники газеты пояснили, что обсуждение новых санкций против России начнется в январе. В этом месяце заканчивается мандат венгерского председательства в Совете ЕС, а премьер Венгрии Виктор Орбан использовал это положение, чтобы «фактически остановить переговоры о санкциях».
Что это может значить для России? Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Принципиально секторальные санкции в отношении российского CПГ вводить крайне сложно. Вполне возможно, санкции по СПГ будут касаться лишь дублирования тех ограничений, которые были введены со стороны США и Великобритании — они пополняли санкционные списки прежде всего газовозами, которые уличили в том, что они вывозят продукцию, уже попав под ограничения проекта «Арктик СПГ — 2», и компаниями-собственниками, компаниями-операторами этих газовозов — они либо из Индии, либо из ОАЭ. Возможно, что ЕС пойдет по тому же пути и просто продублирует эти же ограничения, и это будет наиболее безболезненно для них, потому что все, что касается российского СПГ, может оказаться довольно болезненным для Европы, именно поэтому они до сих пор не ввели запрет на импорт российского СПГ. Они обсуждали это в рамках 14-го пакета антироссийских санкций, тогда они бы спровоцировали дефицит на своем рынке, потому что РФ сейчас, как правило, занимает второе место, уступая только США по объемам поставок СПГ. Если ЕС отказывается от нашей продукции, у него уменьшается круг потенциальных поставщиков, возникнет дефицит, и это будет провоцировать рост цен, что ударит по европейской экономике, поддержит курс на деиндустриализацию и прочее. Поэтому они пошли по второму пути — приняли более рациональное решение, запретили у себя перевалку СПГ из России, это значит, что они, наоборот, насытили внутренний рынок российским газом и сделали так, чтобы газа приходило больше, рынок насыщался и цены понижались. И перевалка там бы осуществлялась довольно часто, особенно в Бельгии, у «Новатэка» был долгосрочный контракт на аренду мощностей по хранению СПГ. Да, какие-то объемы перегрузки, которые все-таки нужно отправить в Азию, «Ямал СПГ» теперь осуществляет в акватории Мурманской области, дальше этот газовоз уже неледового класса идет оттуда в Азию, а не из Европы, тем не менее какие-то объемы проще продать в Европе, чем заниматься перегрузкой борт о борт. Я думаю, что они могут продублировать американские санкции, потому что американцы приняли запрет на любое взаимодействие, внесли в SDN-лист все будущие проекты СПГ в РФ, поэтому ЕС может их просто продублировать и сказать: мы тоже вносим в свои санкционные списки. Для государства эффекта здесь и сейчас не будет фактически никакого, потому что «Ямал СПГ» освобожден от выплат НДПИ, бюджет от этого никак не пострадает — что есть эти проекты, что их нет. Коммерческой компании будет существенный урон. В частности, «Новатэк» делал ставку на СПГ-стратегию на рынке глобального СПГ и на серийное производство СПГ-заводов. Если ему перекрыть европейский рынок, его маржинальность существенно снизится, но это проблемы скорее компании будут, чем государства».
Последний, 14-й пакет санкций в отношении России ЕС ввел в июне. В него вошли 116 юридических и физических лиц. ЕС также запретил транзит СПГ из России через европейские порты и предписал европейским компаниям, чьи «дочки» работают в третьих странах, не допустить реэкспорта в Россию товаров, которые можно использовать в военных целях.