Абитуриенты получат гарантию трудоустройства
Национальную онлайн-платформу «Работа России» ждут большие изменения уже в следующем году. Она должна стать главным ресурсом для целевого обучения, при помощи которого будут готовить специалистов для прорывных отраслей экономики. Об этом в среду, 30 октября, сообщил на заседании Общественной палаты руководитель Федеральной службы по труду и занятости Михаил Иванков. По словам Иванкова, прошлогодний эксперимент по организации целевого обучения прошел успешно, а значит, его будут расширять и углублять, привлекая больше работодателей и потенциальных работников. Как будет функционировать эта система и какие еще изменения ждут «Работу России», рассказывает «Парламентская газета».
«Системе образования нельзя позволять работать вхолостую»
Единая цифровая платформа «Работа России» появилась еще в 2015 году и изначально представляла собой всероссийскую базу вакансий и резюме. За минувшие без малого десять лет ее функционал серьезно расширился. Сегодня, по словам участников заседания, она представляет собой уже не просто электронный сервис, а настоящую экосистему в сфере занятости, объединяющую более 20 миллионов пользователей.
В обозримом будущем функционал платформы планируют существенно расширить. Так, по словам руководителя Федеральной службы по труду и занятости Михаила Иванкова, в этом году на «Работе России» впервые провели масштабный эксперимент, связанный с целевым обучением.
«Через платформу был организован сбор предложений работодателей о заключении договора на целевое обучение, агрегация данных с заявлениями абитуриентов и подписание этих договоров, — подчеркнул Иванков. — Все прошло очень быстро, в очень, я бы сказал, комфортном совместно-проблемном режиме мы сделали эту систему с нашими коллегами из Министерства образования, Министерства просвещения и Рособрнадзора».
Как отметил в продолжение темы заместитель руководителя Роструда Денис Васильев, уже сегодня на платформе собрана информация о «трудовых траекториях» всех студентов, выпустившихся из вузов и средне-специальных образовательных учреждений с 2016 года, — где они учились, где находятся, где работают, какую получают зарплату. Кроме того, к системе подключено более 1800 вузов с филиалами и почти 5000 колледжей, где совокупно реализуются более 900 разных образовательных программ. Все эти инструменты также планируют использовать при развитии программ целевого набора.
«Ожидается, что большее внимание и развитие получит система производственных практик, — подчеркнул Васильев. — У нас сегодня минимальный уровень безработицы. Все трудовые ресурсы максимально включены в работу. При этом потребности различных отраслей промышленности и экономики в новых кадрах только растут. У нас уже в отдельных областях сложился не просто дефицит работников, а системный дефицит. Поэтому, конечно, нам больше нельзя позволять образовательной системе страны работать вхолостую».
Для этого систему производственных практик планируется реформировать. Если раньше, по словам Васильева, они часто устраивались по принципу «чтобы было», а главной целью студента являлось получение отметки, то теперь с учетом реальных потребностей экономики этого допускать нельзя. Поэтому практика станет, по сути, первым этапом на пути интеграции будущего специалиста в реальную работу.
«Отсюда мы выходим на систему целевого обучения, — подчеркнул Васильев. — Эксперимент, в котором мы принимали участие летом, оказался успешным: всего от работодателей было опубликовано свыше 79 тысяч предложений, а по итогам программы было заключено свыше 35 тысяч договоров».
Маршрут от школьной скамьи до рабочего места
Выстраивание системы будет вестись поэтапно. Сначала на платформе будет собираться информация о потребностях работодателей. После, когда ее обработают и скорректируют, будет сформирован проект распоряжения о квоте на целевое обучение. Дальше — поиск желающих и непосредственное заключение договоров. В результате же работодатели — особенно если речь идет о компаниях, работающих в перспективных отраслях экономики, от ракетостроения до обрабатывающих производств, — получат необходимое им количество специалистов с нужными навыками. А сами будущие специалисты — гарантию трудоустройства после окончания обучения.
«Конечно, целевое обучение предполагает определенные обязательства будущего работника перед будущим работодателем, — уточнил Васильев. — Но тем не менее мы уже точно знаем, что те люди, с которыми были заключены договора, уже настроены на конкретное предприятие, на конкретные специальности, в которых они будут развивать свои профессиональные компетенции».
В будущем же при помощи всей созданной инфраструктуры человека в принципе планируется отслеживать буквально от школьной скамьи до первого рабочего места. В том числе — путем формирование единого цифрового профиля, где будут отражены место и срок его обучения, профессия и специальность, сведения о прохождении практик и стажировок, работе и занятости в период обучения и так далее. Все это позволит выстроить систему «маршрутизации» — чтобы предлагать будущим специалистам персонально подобранные сервисы и стажировки, рекомендации по развитию карьеры и конкретные вакансии с учетом требований и запросов работодателей.
«На следующий год у нас зарезервированы на эту работу достаточно большие ресурсы, в ближайшее время мы представим ее концепцию и видение», — подчеркнул заместитель руководителя Роструда.