«Если группа людей имеет значение, то ее надо отражать в механизме принятия решения»

На втором дне IX Всероссийского молодежного научного форума «Наука будущего — наука молодых» прошла пленарная панель «За кулисами выбора: как психология меняет экономику». Рассказываем, что эксперты говорят о переходе к экономике развития, агент-ориентированной модели общества, психологии долга и финансовых решениях.Экономика роста или экономика развития?Первой выступила Светлана Кирдина-Чэндлер из Института экономики РАН, заведующая сектором эволюции социально-экономических систем,. Она рассказала об экономике развития. Именно к ней, по мнению эксперта, нужно переходить от экономики роста.Теория экономического роста объясняет причины различий в уровне доходов населения и различия в этом параметре между странами. С течением времени параметры экономического роста менялись не только линейно, но и с определенными периодами сбоев этой тенденции. По словам эксперта, с 2000-х годов в мире нарастают экономические проблемы.«Во-первых, в мире начала расти бедность. Она до 2000-х годов сокращалась, это считалось хорошим результатом глобализации. Но в 2000-м году уже 300-340 миллионов человек по миру были бедными. А с 2019 года положительная тенденция сменилась. Сейчас снова бедность в мире растет, и на сегодняшний день бедных по миру уже больше миллиарда», — подчеркнула Кирдина-Чэндлер.В XXI веке увеличивается экономическое расслоение: богатые становятся богаче, а бедные — беднее. Ориентация на экономический рост приводит не к тому, что растут доходы у всех, а к тому, что ресурсы концентрируются у небольшой группы людей. Это снижает глобальную экономическую активность.Как подчеркнула Светлана Кирдина-Чэндлер, сегодня экономика роста себя исчерпывает. Поэтому необходимо переходить к экономике развития.Психология долгаДалее выступила Марина Гагарина, доцент кафедры психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Она рассказала о новом научном направлении — психологии долга. Такое направлении до настоящего времени не было развито в России и обсуждалось лишь в зарубежных научных кругах.Сотрудники кафедры разработали систему для оценки психологии долга. Студентам давали интерактивную игру, в которой необходимо было распределить бюджет на различные виды долгов, имевшихся в представленной им модели. Игра состояла из 25 раундов. Каждый раунд равен одному году. В каждый год студенты имели определенную сумму, доступную для погашения задолженности.Большинство студентов решили студентов решили эту задачу не рационально. Они пытались уменьшить общее количество задолженности. При этом общая сумма долга была выше, чем если бы они приняли рациональное решение. Правильное решение состояло в использовании всех доступных средств в сторону погашения задолженности с максимальной процентной ставкой.Одна из достаточно популярных стратегий участников эксперимента — это аверсивная стратегия. Аверсия — это ощущение, когда сам по себе долг не воспринимается или воспринимается человеком болезненно. Такие участники предпочитали один долг, равный по сумме нескольким другим. Поэтому человек первоначально, имея намерение избавиться от задолженности, уменьшает не сумму задолженности, а количество долгов.Еще более сложной задачей в вопросе психологии долга было распределение денег по всем счетам с мыслью «Вдруг где-нибудь сработает». Участники погасили понемногу разные задолженности, но как результат — общая сумма долга не эффективно уменьшилась в долгосрочной перспективе. Это давало худший экономический результат.Психолог отметила, что горизонт планирования у должников разный: «У тех, кто подписывается на то, чтобы взять в долг, горизонт планирования более долгий, однако группа заемщиков неоднородна и многое зависит от вида займа. У потребителей микрофинансовых организаций самый минимальный горизонт планирования, у ипотечных заемщиков — максимальный»Как банки и окружающие направляют нас в финансовых решенияхЗавершила встречу Ольга Медяник, доцент кафедры управления рисками и страхования экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.Суггестия с латыни переводится как «подталкивание». Экономисты этим термином обозначают финансовое внушение для принятия определенных решений. Такой процесс реализуется на разных уровнях: от рекламы инвестиций и страховых продуктов до финансовых советов от любого человека.Здесь есть определенные долгосрочные эффекты. Например, банки заинтересованы в размещении средств на своих ресурсах и они предлагают различные рекламные акции. Но есть, к сожалению, и проблема — финансовые мошенники.

«Если группа людей имеет значение, то ее надо отражать в механизме принятия решения»
© InScience