Индекс PMI обрабатывающих отраслей в октябре снова начал расти

Обновлено в 19:36

Индекс PMI обрабатывающих отраслей в октябре снова начал расти
© BFM.RU

Индекс деловой активности PMI обрабатывающих отраслей России в октябре вернулся к росту. За прошлый месяц он подрос с 49,5 до 50,6 пункта, показало исследование S&P Global. В сентябре этот индекс снизился впервые с весны 2022 года.

Business FM поговорила с производителями о том, как они сейчас оценивают собственную деловую активность и издержки.

Дмитрий Филиппов, директор группы компаний «Русит», которая занимается производством и продажей нетканых материалов и тканей:

— По большому счету объем производства остается примерно тот же, уровень заказов примерно тот же, проблемы остаются примерно те же — то есть катастрофическая нехватка рабочей силы. Высокая ставка кредитования в большей степени влияет именно на кадровую проблему. Других проблем радикальных особо нет. Но сезонный сдвиг в сторону осени дает некоторое увеличение товарооборота и, как следствие, увеличение прибыли. Поэтому изменение индекса, скорее всего, связано с сезонностью, то есть приближается зимний сезон, как всегда во многих обрабатывающих отраслях идет увеличение объема производства, и я думаю, что это связано именно с этим. То есть начала продаваться зима, что называется.

— Ваш прогноз на конец этого и начало следующего года.

— Пока, во всяком случае, я вижу, что будет продолжаться рост потребности при тех же примерно параметрах и при тех же самых проблемах, которые имеют место сегодня.

Георгий Солдатов, гендиректор холдинга «Адитим», инжиниринговой компании в области переработки полимеров:

«Дело в том, что сейчас, когда у нас такая нестабильная обстановка, индекс PMI, с моей точки зрения, вообще не имеет большого смысла — слишком шатает нас в разные стороны. При какой-то стабильной истории, наверное, он имеет смыл. Он очень запаздывает серьезно. Индекс PMI, который мы получили, он же основан не на том, что происходит сейчас, скорее индекс PMI следующий покажет нам этот месяц. Поэтому, конечно же, мы не почувствовали никаких улучшений, я думаю, и дальнейшие индексы PMI это тоже подтвердят. Просто я бы сейчас очень аккуратно относился к этому индексу и, наверное, использовал немножко другие приборы измерения, если говорить инженерным языком, чтобы получить какую-то адекватную картинку, что вообще происходит, как на это реагировать и как с этим жить. Применительно к нашей сфере — например, если говорить, что мы делаем всякие инженерные вещи для строительства, то количество заказов сокращается за счет того, что логистика создает серьезные проблемы, то сначала у нас была история, когда запасы сокращались, потом назаказали, чтобы на складе лежало больше. В рамках индекса PMI это хорошо, в рамках реальной картины склад стал больше не потому, что мы ожидаем больших заказов или их собираемся делать, а потому, что нам логистика не позволяет по-другому быть. То есть мы вынуждены больше заморозить денег, то есть это скорее отрицательный пункт, а в индексе PMI он положительный, поэтому я пока не вижу никаких улучшений».

Алексей Петров, коммерческий директор компании «Промед», которая производит сейфы и металлические изделия, а также медицинское оборудование:

«Октябрь действительно для нашей компании стал лучшим месяцем исторически, и по всем нашим продуктовым линейкам мы видим рост. Мы связываем это с тем, что осенью большинство компаний завершают свои крупные какие-то инвестиционные проекты и традиционно на осень приходится пик закупки нашей продукции. Это различное оборудование для производства, раздевалок и так далее. Такого серьезного улучшения на рынке спроса мы не видим, скорее это более такая сезонная характеристика. То есть традиционно осенью всегда спрос выше, в этом году в октябре это подтвердилось. И на самом деле прирост октябрь к октябрю у нас меньше, чем, например, прирост мы показывали первый квартал первого квартала прошлого. В ближайшие два месяца мы ждем достаточно два хороших месяца, ноябрь-декабрь, мы не ожидаем спада, а вот на начало года у нас прогноз достаточно пессимистичный. Мы считаем, что первый квартал 2025 года покажет традиционный, опять-таки, сезонный спад, которого не было несколько последних лет. К сожалению, мы ожидаем в начале следующего года достаточно сильного падения производства и спроса».

Валентин Скуратовский, руководитель компании ML-Group:

«У нас отрасль достаточно специфичная, мы выпускаем упаковку для продуктов питания. Поэтому наш спрос очень эластичный к каким-то условиям — это недорогие продукты питания, которые стоят на полках супермаркетов. Но осенью у нас есть цикличность небольшая, и действительно, люди возвращаются из отпусков, спрос увеличивается. У нас вырос объем заказов, мы и были загружены, сейчас еще больше заказов — я не вижу никаких особых отличий от прошлых лет. Мне кажется, что наша отрасль не очень сильно зависит от всех внешних факторов, потому что это продукты питания недорогие. И люди в любом случае ходят в магазин и покупают продукты и лекарства, потому что часть упаковок мы производим и для лекарств тоже. У нас всегда очень много заказов, где-то до середины декабря мы работаем в авральном режиме. И этот год, я думаю, не будет исключением».

Игорь Панасюк, директор компании «ПСО-Проджект». Челябинская компания занимается производством энергосберегающих систем отопления:

— Никак не замечаю, а так меня больше всего радует ставка рефинансирования: такими ударными темпами пытаемся все убить, что даже дух захватывает.

— А что насчет увеличения деловой активности?

— У меня такое чувство, что она начинает загибаться. Нас это не коснулось, у нас инерция более долгая, хотя в какой-то момент стройка может встать, соответственно, мы напрямую к ней привязаны. Вся проблема в том, что нет вариантов, где брать деньги в кредит. Банки выкручивают руки, недавно у меня друг брал кредит, это танцы с бубном. Я понимаю, что мелким компаниями даже в залог нечего предложить, и под 32% при доходности в промышленности, если сильно повезет, 25%, обычно 15-20%, то я не знаю, где этот остаток для банков брать. А если вспомнить, что у нас в 90-х 280% было, боюсь подумать, какие еще потенциалы у нас остались.

Тимур Иртуганов, гендиректор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России:

«Лесопромышленный компклес — диверсифицированная отрасль. Когда у одних отраслей все в порядке, у других может быть плохо, потому что это разные технологии, рынки, они объединяется фактически только сырьем и древесиной, поэтому отзывы экспертов, тем более такие субъективные, если мы говорим про индекс PMI, могут разниться. Возьмем мебельную отрасль: мы все последние годы наблюдали повышение деловой активности, мебель уверенно входила в топ-5 или топ-3 отраслей по темпам роста все последние годы начиная с 2017-го, поэтому ничего удивительного нет, что индекс у наших предприятий был достаточно высокий. В этом году мы наблюдали замедление, это невозможно — выдерживать на ограниченном рынке всегда высокие темпы. То, что мы вернулись в зону выше 50%, неудивительно, если говорить о реальных цифрах, замедление лета и не начавшийся в сентябре-октябре рост вызывает определенные тревоги. Мы сейчас находимся на очень высоком уровне, и замедление неудивительно. Рост как таковой ниже ожиданий, мы прибавим точно по сравнению с прошлым годом по объему производства, в натуральном выражении на уровень 12%, максимум 15%, это будет одна из самых небольших цифр по приросту за последние десять лет, но это прирост тем не менее».

Дарья Буйлова, директор по маркетингу и стратегии «НАТЭК-Нефтехиммаш»:

«Машиностроительная отрасль и поставки для нефтегаза — нам трудно ощутить на себе это повышение или незначительное снижение индекса деловой активности, потому что производство продукции длительного цикла, все, что мы законтрактовали в этом году, отгрузится в 2025-м или 2026-м. Мы сильно зависим от инвестиционных проектов клиентов и в зависимости от их денег. Если у нефтегазовых компаний выстреливает крупный проект, мы можем играть на тендерных площадках от полугода до года, поэтому тяжело ощутить. Я могу предположить, с чем это связано: у закупок заказчика всегда стоит KPI, они должны потратить определенные бюджеты, законтрактоваться на следующий год, потому что это не только новые сроки, это постоянные ремонты НПЗ, к концу года всегда появляется деловая активность. Наверное, отрасль с более коротким циклом производства больше на себе это ощущает, до конца года в моей отрасли, я могу предположить, это сто процентов, — индекс точно не пойдет на снижение, а, наоборот, будет повышаться».

Значение показателя PMI выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, ниже этого уровня — на ее снижение.