Бизнес предложил пересмотреть закон о Калининградской ОЭЗ
Особая экономическая зона самого западного региона страны перестает быть выгодной для предпринимателей. Такой неутешительный прогноз дали эксперты Калининградской торгово-промышленной палаты. По их мнению, все льготы для бизнеса сегодня съедает логистика, перестала быть уникальной и основная "фишка" Калининградской ОЭЗ в виде единого социального налога для резидентов в 7,6 процента. Впрочем, спасти преференциальный режим можно, но для этого его нужно трансформировать.
Удивительно, но некогда уникальная в своем роде особая экономическая зона, опыт которой зародился в Калининградской области, а затем тиражировался на всю страну, сегодня начинает проигрывать аналогам в "большой" России. Проблема, по мнению калининградского бизнеса, кроется в усредненном подходе.
- Мы сравнили льготы и преференции, которые предоставляют резидентам 46 экономических зон в России и Белоруссии. Наш главный минус - в усложнившейся и сильно подорожавшей логистике, а также в таможенном администрировании. Да, вся страна живет по одному Таможенному кодексу, но продукция российского эксклава на 30 процентов дороже конкурентов с "материка", а доставка съедает больше семи процентов рентабельности, - прокомментировал президент Ассоциации калининградских мебельщиков Евгений Перунов.
По мнению предпринимателя, в современных условиях нужно пересматривать само отношение к ОЭЗ. Все возможные варианты сегодня рассматривает отдельная рабочая группа на базе Калининградской ТПП. Предложения от бизнеса поступают самые разные - от полного отказа от режима свободной таможенной зоны до изменения льготных условий, которые предоставляют резидентам.
Со своим коллегой согласен президент Ассоциации иностранных инвесторов Стефано Влахович. Он пожаловался на трудности, возникающие при ввозе в Калининградскую область сложного оборудования, которое непросто классифицировать по российской системе. Так, например, на таможне произошел комичный случай, когда инкубационные куриные яйца, из которых еще не вылупились цыплята, посчитали пищевыми и обложили их соответствующими пошлинами. Это привело к серьезным убыткам предприятия - счет шел на миллионы рублей.
Впрочем, винить в этом контролирующие органы нельзя. Они работают по строгим законам и регламентам, которые просто не успевают за быстро меняющейся экономической и политической обстановкой, особенно когда речь идет о непростой эксклавной территории.
- Сегодня во многих регионах России формируются территории ускоренного развития, и условия там не хуже, чем в нашей ОЭЗ. Текущая транспортная ситуация фактически превратила Калининградскую область в остров. Если речь не идет о крупных монополиях, то инвесторов, готовых вкладываться в экономику, становится все меньше из-за дополнительных расходов на логистику, - подчеркнул вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Олег Чернов. - Сегодня нужно посмотреть в глаза суровой реальности: прошло золотое время уникальных "оранжерейных" условий, которые создавались для бизнеса в Калининградской области благодаря закону об ОЭЗ.
Впрочем, это не означает, что от преференциального режима нужно отказаться. Изменить ситуацию к лучшему могли бы дополнительные меры господдержки. По мнению экспертов, компенсация хотя бы десяти процентов логистических расходов из федерального центра позволила бы спокойно работать по общему режиму таможенного оформления для импорта. Такая система поможет свободно перемещать грузы между эксклавом и основной территорией России.
Сегодня калининградская продукция из-за своей дороговизны фактически не нужна на "материке" - она просто не выдерживает ценовую конкуренцию при равном качестве. У мебельщиков рентабельность уже упала на семь процентов. У металлургов логистика съела до 12 процентов. Для отрасли показатель рентабельности в 10 процентов - это уже работа в минус. Преференциальный режим ОЭЗ расходы больше не перекрывает.
По этой причине инвесторы предложили "причесать" 16-й федеральный закон об особой экономической зоне в Калининградской области, чтобы базовые условия предпринимательской и экономической деятельности на эксклавной территории сравнялись с остальными регионами нашей страны. Пока это не сделают, у бизнеса будет оставаться все меньше стимулов для инвестирования в промышленность.
Калининградские товары из-за высоких цен неконкурентны на «материке»
С каждым новым санкционным запретом и ограничением производить товары в регионе становится невыгодно. Поэтому многие предприятия переносят свои производственные базы в "большую" Россию. Из-за трудностей с таможенным администрированием об этом даже подумывают судостроители, которые традиционно базировались на Балтике.
Вице-президент автомобильного холдинга "Автотор" Дмитрий Чемакин предложил обсудить возврат к базовому закону о Калининградской ОЭЗ, по которому область жила до 2016 года. В современных условиях он мог бы существенно помочь бизнесу.
К проблеме особой экономической зоны подключились власти региона. Правительство Калининградской области уже подготовило предложения по улучшению законодательства о преференциальном режиме. Все основные моменты, которые мешают работать бизнесу, там постарались учесть. Дальнейшие решения будут принимать уже на федеральном уровне.
Справка "РГ"
Главные преференции для резидентов Калининградской ОЭЗ - это нулевые ставки по налогу на прибыль и имущество в течение первых шести лет с момента запуска проекта. После этого, с 7-го по 12-й год, ставки составят 10 и 1,1 процента соответственно.