Войти в почту

Растительное масло потянулось в цене вслед за маслом сливочным. Неурожай или банальная алчность?

В последнее время стоимость подсолнечного масла на полках российских магазинов стала резко расти.

Растительное масло потянулось в цене вслед за маслом сливочным. Неурожай или банальная алчность?
© Свободная пресса

Профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталья Проданова, например, объясняет такую тенденцию тем, что в последнее время более половины производимого в России подсолнечного масла уходит на экспорт, а общемировые цены на него с начала сентября увеличились чуть ли не разом на 11%.

Возможно, приходит она к заключению, что повышение экспортной пошлины в какой-то мере удержит производителей от продаж этого товара за рубеж, заставив переключиться на внутренний рынок.

Но вернутся ли при этом ценники на подсолнечное масло к своим досентябрьским значениям – большой вопрос.

Не менее большой вопрос – не означает ли это, что на нашем продовольственном рынке «цепная реакция», и вслед за яйцами, сливочным маслом, мандаринами, молоком и подсолнечным маслом не менее стремительно подорожают и другие товары повседневного спроса? И с кого за это спрашивать?

- Если говорить о чисто балансовом соотношении спроса и предложения на российском рынке, то с этой стороны никаких причин для резкого удорожания подсолнечного масла нет, – поделился с «СП» своими наблюдениями экс-замминистра сельского хозяйства и продовольствия РФ, доктор экономических наук Леонид Холод.

- Но в то же время есть несколько других факторов, которым можно объяснить происходящее. Например, масштабы цен на все масла конъюнктурно связаны между собой. И удорожание мировой стоимости того же оливкового масла неизбежно отразится и на стоимости подсолнечного. Не нужно забывать и о том, что в последнее время довольно ощутимо росла стоимость сливочного масла. И в связи с этим потребители, что называется, отступили на заранее приготовленные позиции, перейдя на растительное масло вместо сливочного.

Кроме того, еще одной, уже базовой, а не конъюнктурной, причиной выступает инфляция. Продуктовая инфляция обычно выше своего официального уровня, а инфляция на общеупотребимые продукты питания еще выше, чем в целом продуктовая.

- Но в целом это, действительно, логично считать проявлениями цепной реакции, – высказал свою точку зрения на происходящее на российском продовольственном рынке руководитель Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности РАНХиГС Анатолий Тихонов.

- Кроме того, надо понимать, что сейчас во всем мире наблюдается рост цен на продукты питания вообще, и в том числе – на подсолнечное масло. Резкий рост его стоимости связан с ожидаемым неурожаем прежде всего в тех странах, которые традиционно являются крупнейшими производителями этого продукта.

«СП»: Что, в России тоже ожидается неурожай подсолнечника? А как же победные реляции об очередном высоком урожае 2024 года?

- Да, в России также ожидается некоторое снижение урожайности масличных культур. По итогам 2024 года, по моим данным, мы рискуем недособрать где-то процентов 15.

Ну и кроме того, подсолнечное масло – одна из существенных составляющих нашего экспорта в другие страны. И поскольку на мировом рынке цены на него растут, то это неизбежно отражается на внутреннем рынке. Наши экспортеры-производители подтягивают его в соответствии с общемировыми тенденциями.

«СП»: Учитывая, что подсолнечное масло является базовым продуктом в потребительской корзине россиян с невысоким уровнем достатка, следует ли нам ожидать в ближайшее время от нашего правительства каких-то срочных мер по стабилизации его стоимости?

- В правительстве все всё прекрасно понимают и уже предприняли некоторые меры. Хотя не исключаю, что возможны еще какие-то дополнительные шаги. Возможно, будут увеличены экспортные пошлины, чтобы больше масла оставалось внутри страны.

Впрочем, серьезных оснований для снижения себестоимости подсолнечного масла все равно не видно. Как минимум потому, что нынешняя денежно-кредитная политика наших монетарных властей крайне сложна и отнюдь не способствует тенденциям по снижению потребительских цен. Так что производители все равно будут стараться продать свое подсолнечное масло как можно дороже.

В обозримой перспективе, конечно, некоторое снижение расценок на подсолнечное масло вполне может произойти. Но для этого, во-первых, во всем мире должна упасть или хотя бы перестать расти его стоимость. А, во-вторых, деньги для наших аграриев, и прежде всего – кредиты, должны стать более доступными, чтобы издержки не давили на цены.

«СП»: В общем, получается, что подсолнечное масло в цене пока растет и останавливаться не собирается. Как «вовремя», однако, это произошло – практически под Новый год. Как говаривал герой одной известной кинокомедии, «меня терзают смутные сомнения». Может, проблемы все же стоит искать не в росте цен на продовольствие в мире, а в банальной алчности участников внутреннего рынка?

- Взрывной рост цен, в общем-то, никому не выгоден.

В первую очередь – производителям внутри страны, потому что тогда либо могут начать ввозить масло из-за рубежа, и придется жестко конкурировать в борьбе за потребителя, либо правительство воспользуется свои законным правом на «заморозку» цен, если они превысят десятипроцентную отметку, и тогда о прибыли можно забыть.

Ритейлу тоже невыгодны подобные скачки стоимости. Потому что в таком случае потребитель просто может перестать покупать товар, и будет затоваривание. А это гарантированное снижение доходов. Сейчас гипермаркеты уже столкнулись с проблемами – инфляция такова, что товары в сетевых магазинах практически сравнялись по стоимости с товарами в несетевых маленьких магазинах у дома. И покупатели просто перестали ходить в гипермаркеты, потому что смысла их посещать нет, раз такой же точно товар можно купить рядом с домом в любом магазинчике, причем нередко по более низкой цене.

Однако Леонид Холод не стал бы совсем сбрасывать со счетов тот факт, что в любой рыночной системе найдутся "жучки", задирающие цену.

- Но так ведь на то и щука в пруду, чтобы карась не дремал, – считает он. – У нас есть антимонопольные органы, та же ФАС, чтобы выявлять возможные картельные сговоры и определять производителей или реализаторов, которые решили использовать ситуацию, чтобы просто «поднакопить жирка», как это было, предположим, в случае удорожания стоимости яиц.

Кстати, буквально на днях прокуратура взяла на свой контроль рост цен на молоко. Поэтому не удивлюсь, если резкий рост цен на подсолнечное масло вызван в том числе и не совсем правильными действиями тех, кто захотел, так сказать, под сурдинку авансом подстраховаться и получить дополнительный доход.

А в том, что это происходит в преддверии Нового года, ничего удивительного нет, заключил Леонид Холод. По его словам, на отечественном продовольственном рынке традиционно есть несколько «горячих сезонов» – перед Пасхой, когда люди выходят из Великого Поста, пред майскими праздниками, накануне массовых пикников. И, естественно, предновогодний период, когда люди даже с невысокими доходами, как говорится, вкладываются по-максимуму ради богатого и красивого праздничного стола, по старой советской традиции.

Если переводить эти высказывания экспертов на простой русский язык, в целом ситуация складывается не слишком радужно для рядовых россиян – цены на продовольствие растут, потому что участники рынка ведут себя, как таксисты в случае какого-нибудь ЧП, а все усилия властей по нормализации ситуации приводят лишь к тому, что процесс тормозится на каком-то определенном уровне, чтобы, спустя какое-то время, возобновится вновь, но уже с более высоких позиций. История с сахаром тому пример. А россиянам остается лишь тяжко вздыхать, и в очередной раз затягивать и перезатягивать свои пояса, проявляя смекалку.