Какие необычные товары экспортируют регионы Урала и Западной Сибири
Структура экспорта регионов Большого Урала годами оставалась примерно одинаковой: львиную долю зарубежных поставок Югры всегда занимала нефть и продукты ее переработки, Ямал продавал газ, Свердловская и Челябинская область - металлы и изделия из них, Пермский край - удобрения… Санкции существенно изменили направления некоторых товарных потоков, но не их содержание: специализация экономики - вещь долгосрочная. Мы же решили посмотреть, чем еще могут прославиться уральские регионы за рубежом, и выбрали самые экзотические товары, которые пользуются там спросом.
Эскимо с уральской березой
С некоторых пор Средний Урал - один из ведущих российских экспортеров деревянных палочек для мороженого. Более 7 процентов мирового рынка таких изделий сейчас производится на севере Свердловской области - в индустриальном парке "Богословский" в Краснотурьинске.
- Даже на другом конце света можно купить эскимо мировых производителей на палочках из уральской березы, - обрисовывает масштаб руководитель компании "Леском Развитие" Денис Гуржа.
Соглашение об открытии необычного для отрасли деревопереработки производства было подписано на "Иннопроме" в 2016 году. Главным инвестором и совладельцем стала компания из КНР. Прежде чем вложиться в завод, китайцы выбирали площадку из нескольких территорий, в том числе рассматривалась более близкая к границе Иркутская область. Но победили обширные леса из экологически чистой уральской березы и экономические условия, предложенные местными властями резидентам индустриального парка.
Несмотря на примитивный внешний вид, к "древку" для мороженого предъявляются серьезные требования. Подходит только береза, поскольку она не привносит дополнительных запахов и держит форму (оказывается, даже осина и та горчит). Перед началом резки стволы для эластичности обрабатывают горячим паром. После такой "бани" с бревна по кругу срезают тонкий шпон, из него штампуют формы и шлифуют изделия.
Югра вошла в первую десятку в стране по количеству сертифицированных производителей органической продукции. На сегодня их семь - это лучший показатель в УрФО
Заменять пластиком деревянные палочки для эскимо производители мороженого, видимо, не собираются: поддерживают тренд на экологию. Поэтому объемы выпуска такой продукции на Урале активно растут, только с июля по сентябрь нынешнего года изготовлено 243 тонны, в планах - выйти на показатель 14 миллиардов штук в год.
По данным Корпорации развития Среднего Урала, компания заинтересована в строительстве в "Богословском" второй очереди завода. А весной следующего года будет запущена новая линия по упаковке палочек.
Мухоморы и ИТ
В Пермском крае этот год выдался весьма урожайным на грибы: жители несли "улов" из леса не только корзинками, но и огромными мешками. Причем тихая охота шла не только на белые, маслята и опята. Как выяснилось, сейчас в тренде грибы, всегда считавшиеся ядовитыми. Жители Азии, Америки и Европы с удовольствием покупают сушеные мухоморы - за рубежом готовы платить за них по 50 тысяч рублей за килограмм. Ну а Пермский край оказался лидером такого необычного экспорта: в прошлом году из региона отправили за границу 565 килограммов сушеных мухоморов.
А еще во многих странах мира знают компьютерные игры, которые выпускают пермские ИТ-компании. Это и головоломки, и шутеры (стрелялки), и увлекательные бродилки в двух- и трехмерном виртуальных пространствах. Кроме того, пермяки берутся за тестирование разработок известных зарубежных компаний.
Кстати, некоторые из игр пермскими можно назвать не только по месту производства, но и по духу. Так, команда разработчиков создает 2D-бродилки по сюжетам коми-пермяцкого фольклора. Один из их продуктов - "Черная книга", в которую играют уже более 500 тысяч человек по всему миру. В основе сюжета игры история о молодой колдунье, борющейся за спасение возлюбленного. Следующий на очереди - хоррор "Лихо одноглазое", в сюжете которого тоже будут использованы древние сказания.
По словам директора технопарка Morion Digital Оскара Ягафарова, в разработке пермских игровых продуктов принимают участие не только программисты, но и местные дизайнеры, создающие элементы игрового интерфейса и виртуальные объекты, композиторы и другие представители творческих профессий. В результате такого взаимодействия сформировалось сильное "игровое" сообщество GameDevPerm, которое насчитывает уже более 500 участников. Среди них как небольшие компании, так и отдельные разработчики. Сообщество постоянно развивается, его пополняют студенческие команды пермских вузов, увлеченные созданием компьютерных игр.
Мох стеной
Нефтяная провинция Югра в последние годы сделала настоящий рывок в агропроме, по числу сертифицированных производителей органической продукции войдя в первую десятку в стране. На сегодня их семь - это лучший показатель в УрФО. При Фонде развития Югры работает центр сельхозкооперации, который помогает подавать заявки в Роскачество. Так, предприниматель Ольга Клищенко из Покачей сертифицировала чипсы из ягеля, кооператив "Волна" из Нижневартовского лесничества - продукт из чаги, гриба, паразитирующего на березе.
Проблем с экологическим сырьем в ХМАО нет - тайга кругом. На выставку BioFach China-2024 в Шанхай северяне помимо чаги и ягеля привезли цукаты из сосновых побегов, сушеные и маринованные лисички, сублимированную княженику, моченую морошку, кедровые орехи. Удалось предварительно договориться о поставках 2000 тонн. Продаваться экзотика будет на маркетплейсах, в специализированной рознице и в Duty Free в аэропортах.
Одним из самых перспективных рынков для такого экспорта является КНР: в этом году в Харбине и Ханчжоу открылись российские центры органики, где представлено около 40 видов товаров. То, что мы называем дикоросами, китайцы используют и как пищевую добавку, и как средство народной медицины. Ягель пока им мало знаком, однако его антиоксидантные и антимикробные качества в Поднебесной явно оценят.
Сами югорчане добавляют лишайник во все, от шоколада до косметики. И даже мастерят из него картины: дизайнер Мария Хван из Ханты-Мансийска в прошлом году вышла на тайваньскую платформу креативщиков. Покупатели ее панно из стабилизированного ягеля, то есть законсервированного в глицерине, нашлись в Таджикистане, Киргизии и Узбекистане.
Натуральный мох из Югры охотно заказывают в ОАЭ. Он добавляется к растительному субстрату для уличных деревьев, а в помещениях увлажняет воздух в виде "зеленой стены". Также его можно применять для изготовления памперсов, подушек от пролежней или естественных абсорбентов для ТЭК - свойство впитывать много жидкости распространяется и на нефть.
Всего, по данным профессора Югорского госуниверситета Елены Лапшиной, в регионе произрастает 22 вида мха, заготавливают в основном сфагнум бурый. К примеру, компания "Сфагнум" собирает сырье на арендованных 250 гектарах болот, где в радиусе 500 километров нет никаких "тяжелых" производств. Технология, рекомендованная Сибирским отделением РАН, подразумевает, что отщипывается только верховая часть дерновины, стебли остаются, то есть ресурс возобновляется. Экспортер запатентовал вакуумно упакованные брикеты мха и армированные модули, упрощающие транспортировку.
Сказка про Золушку
Необычные тюменские изделия, среди которых, например, есть даже комплект из лыжи и гусеничной подвески, превращающий внедорожный мотоцикл в сноубайк, знают на разных континентах. Но, пожалуй, красивейший товар, экспортируемый из Тюмени, - это свадебные платья Ланы Мариненко. Дизайнер поставляет их в десять стран, в том числе в Литву, Израиль, Казахстан, Грузию, Беларусь, ОАЭ, Германию, Бельгию.
Проект Ланы стартовал в 2009 году с собственного похода в загс и придуманного для этого торжественного случая наряда. По профессии инженер-газовик, она буквально каждую строчечку предусмотрела, поскольку свадебный рынок в провинции тогда был скуден и однообразен, а удивить хотелось всех. Ну а к открытию своего дела начинающего дизайнера подтолкнул муж: взял кредит, обещал помогать с бизнесом. Скольких невест с тех пор удалось осчастливить! Ведь "то самое платье" должно быть идеальным.
Сейчас у Ланы четыре цеха и 20 сотрудников, которые изготавливают в месяц от 20 до 30 шедевров. Ежегодно на рынок выпускают одну коммерческую коллекцию и одну от кутюр, работа над которой невероятно кропотлива: изделие, бывает, рождается полгода. Но заказчики готовы смиренно ждать.
- У меня не было цели работать на внешнем рынке. На нас самостоятельно вышли будущие партнеры из Литвы. Они сразу поверили в бренд. Дальше через них о тюменских платьях узнали в других странах. Долго опасалась связываться с Китаем - там же все копируют. Но пришли к такой договоренности: шьем для них только большие партии. Не открываем за рубежом магазины - у нас берут товар на реализацию в бутиках, брендовых салонах. Несмотря на сложности, международное сотрудничество мне нравится: иностранцы относятся к изделиям ручной работы как к сокровищам, уважают мастеров. Большинство тюменцев, увы, этого не понимает, - рассказала предприниматель.
В прошлом году Мариненко заняла первое место в номинации "Лучшая женщина-экспортер" на региональном этапе премии "Экспортер года", а на окружном туре стала третьей. Говорит, что это мотивирует. Но больше всего вдохновляют очаровательные невесты, которые в эксклюзивных нарядах чудо как хороши.