Эльвира Набиуллина представила доклад об основных направлениях государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов
Глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина представила депутатам доклад «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов». В обсуждении также приняли участие Министр финансов Антон Силуанов, Министр экономического развития Максим Решетников, а также заместитель руководителя ФАС Геннадий Магазинов.
Кроме того, с докладами выступили председатели профильных комитетов и депутаты, представляющие Государственную Думу в Национальном финансовом совете Банка России. Каждая фракция задала главе ЦБ свои вопросы.
«Проблема, которая сегодня обсуждается, — это вопрос не только Центрального банка. Это имеет отношение и к Государственной Думе — нам принимать законы, и к Правительству Российской Федерации, и крайне важно и хорошо то, что сегодня при заслушивании основ единой денежно-кредитной политики здесь вот рядом Министр финансов, Министр экономического развития. Это говорит о том, что Правительство понимает также и свою ответственность», — подчеркнул Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.
Говоря о росте инфляции, он подчеркнул, что его надо сдерживать через решения, которые может реализовать Правительство. «Нам надо со своей стороны в рамках парламентского контроля сделать все возможное для этого, потому что инфляция в первую очередь бьет по менее обеспеченным слоям населения. В этом наш долг перед гражданами нашей страны. Президент именно так задачи ставит», — добавил Председатель ГД.
Рост экономики продолжается
В 2024 году экономический рост сохраняется в большинстве отраслей, подчеркнула в своем выступлении руководитель ЦБ РФ.
«Наша политика направлена на сдерживание роста цен, — сказала Эльвира Набиуллина. — Но при этом инфляция остается высокой уже четвертый год подряд».
По словам главы ЦБ, для оценки денежно-кредитной политики важно видеть все особенности экономической ситуации. «С 2022 года значительный импульс получили важнейшие отрасли, в первую очередь машиностроение. В этом году рост продолжается в большинстве отраслей. Да, он неравномерен по отраслям, что отражает структурную трансформацию экономики, но он продолжается. С другой стороны, рост цен на подавляющую часть товаров и услуг говорит о том, что спрос заметно опережает скорость, с которой расширяются производственные мощности, производственные возможности экономики, ее потенциал», — отметила она.
Председатель ЦБ подчеркнула, что Россия впервые находится в ситуации, когда задействованы все ресурсы экономики.
«И такой низкой безработицы — 2,4 % — у нас не было никогда. Мало найдется стран, где она когда‑нибудь столь сильно опускалась. Мы внимательно отслеживаем ситуацию в реальном секторе и по нашим опросам видим, что 73 % предприятий испытывают нехватку кадров. Да, доступность кредита также снижалась в последнее время, но вплоть до октября значительно уступала дефициту кадров как главному фактору, сдерживающему производство», — указала Эльвира Набиуллина.
Председатель Центробанка также обратила внимание на то, что многие сравнивают нынешнее повышение ставки с тем, что было в 2014–2015 годах и в 2022 году, но это абсолютно разные ситуации. «Высокая ключевая ставка сейчас имеет совсем другую природу, чем предыдущие эпизоды повышения ставки в 2014–2022 годах. Тогда мы реагировали на внешние шоки. Нужно было не дать раскрутиться инфляции, справиться с «набегом» на банки, удержать финансовую стабильность в условиях санкций», — отметила глава ЦБ РФ.
Как напомнил Вячеслав Володин, сегодня против России введено более 22 тысяч санкций. «Вдумайтесь: Байден заявил, что разорвет экономику России в клочья. Наша экономика растет. И надо сказать: в этом есть заслуга и Центрального банка, и Правительства Российской Федерации. Наша финансовая система, несмотря на то что первой подверглась вызовам и попыткам ее просто смести, выстояла. Национальная платежная система создана», — добавил Председатель ГД.
Позиции профильных комитетов
По словам Председателя Комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова, действия ЦБ РФ по повышению ключевой ставки «неприятные, но вынужденные, чтобы изменить инфляционные процессы и взять инфляцию под контроль». Но изменение ключевой ставки — не единственный инструмент влияния на инфляцию, считает он. «Мы дали Центробанку большие полномочия по макропруденциальному регулированию», — напомнил парламентарий. Но в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» такие меры используются недостаточно, указал Председатель Комитета по финансовому рынку.
Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров в ходе своего выступления отметил, что «переход Запада к политике санкций заставил нас понять, что рассчитывать мы можем только на самих себя».
«Именно поэтому Президент уже неоднократно говорил, что наше важнейшее достижение, которым нельзя рисковать, — это сохранение макроэкономической стабильности, — сказал он. — Конечно же, мы не можем рисковать и финансовой стабильностью, не можем мы рисковать и состоянием банковской системы. Хочу напомнить также слова Президента на экономическом совещании 24 августа, перед самым внесением бюджета в Государственную Думу. Он сказал: обращаю внимание и Правительства, и Банка России [на то, что] нужно повысить эффективность скоординированных действий по снижению инфляции».
По словам парламентария, сегодня главная задача — это скоординированные действия всех структур, «потому что инфляция — это налог на бедных. В этой ситуации повышение ключевой ставки Центрального банка — строго говоря, это естественная реакция, когда регулятор обязан делать это в ответ на инфляционные риски», — считает Андрей Макаров.
При этом он заметил, что если «у Правительства задача — подстегнуть развитие экономики, выполнение социальных обязательств, то у Центрального банка — чтобы при обеспечении экономического роста страна не свалилась в гиперинфляцию».
ЦБ на протяжении последних лет проводил взвешенную, грамотную, уверенную политику, отметил в свою очередь Председатель Комитета по экономической политике Максим Топилин в ходе заслушивания основных направлений денежно-кредитной политики Банка России на 2025–2027 годы.
Несмотря на санкции Запада, «мы сохранили рыночную экономику, ее основы», подчеркнул депутат. «Именно в этой связи мы сегодня имеем очень положительные результаты — практически выше, чем во всех странах, которые сегодня являются нашими противниками: более 4 % роста ВВП. Да, темпы снижаются, но, если не говорить о высокой инфляции, все показатели в порядке», — указал парламентарий. Снижение инфляции — это главная цель: именно ее высокие показатели являются риском для экономики, подчеркнул он.
Председатель Комитета также указал на важность повышения производительности труда. «Если нам удастся ее увеличить хотя бы на 10 %, то это потенциал 5–7 млн дополнительных рабочих рук. Это реальный показатель», — убежден Максим Топилин. По его мнению, при доработке государственных программ показатели роста производительности труда должны быть учтены.
Председатель Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, член Национального финансового совета Сергей Гаврилов отметил, что Банк России добился превращения финансовой отрасли в одного из лидеров в области импортозамещения. По словам парламентария, осуществлен полноценный переход к отечественным технологическим платформам и решениям, что гарантирует независимость и бесперебойность работы всей инфраструктуры финансового рынка. Благодаря внедрению новых технических решений наблюдается также существенный рост производительности труда в финансовой сфере.
Политика Банка России помогла финансовой системе выстоять под санкциями и поддержала рост экономики за счет доступного банковского кредита, уверен Сергей Гаврилов.
Мнения представителей фракций
По словам Первого заместителя Председателя Комитета по финансовому рынку Вадима Кумина (КПРФ), с ростом инфляции необходимо бороться. «Нужно сказать, что все действия недружественных стран по отношению к России, к финансовому сектору направлены в основном и в первую очередь на то, чтобы разогнать в нашей стране инфляцию. Это относится и к санкциям в отношении крупнейших банков, и к санкциям в отношении биржи, и к санкциям в отношении трансграничных платежей. Поэтому задача номер один — этому противостоять, действительно держать инфляцию», — добавил депутат.
Руководитель фракции ЛДПР Леонид Слуцкий отметил, что в сегодняшних условиях Банк России работает эффективно.
«Мы говорили, рассматривая бюджет, что нашими главными задачами являются победа в СВО, выполнение всех социальных обязательств и, наконец, технологический прорыв, технологическое перевооружение наиболее знаковых отраслей сегодняшней нашей промышленности. Когда мы слышим, что подъем ключевой ставки убивает кредитование, не столь эффективно борется с инфляцией, когда мы слышим другие соображения, которые уже звучали неоднократно в телевизионном эфире и с разных высоких трибун, включая трибуну Государственной Думы, как‑то, коллеги, становится неуютно от того, что все это выключается из общего контекста той непростой ситуации, в которой сегодня находимся мы, находится страна», — обратил внимание Леонид Слуцкий.
Председатель Комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг («Справедливая Россия — За правду») не согласился с мнением главы ЦБ, что рост цен связан с балансом спроса и предложения. «Если речь идет о высококонкурентной рыночной экономике, вы тут абсолютно правы. Но нашу экономику к такой категории экономик отнести нельзя», — считает депутат. Также, по мнению Валерия Гартунга, сегодня, повышая ключевую ставку, Центральный банк делает невозможным увеличение темпов экономического роста больше среднемировых.
«Реально что волнует людей — это рост цен: не только на масло сливочное, но и вообще на весь спектр и услуг, и товаров, в том числе дорогостоящих. Это и машины, это и квартиры. То, что сегодня здесь еще и коллеги из Правительства, тоже для нас особенно важно, потому что, как говорится, у инфляции много отцов, и это не только Центральный банк, который все привыкли критиковать. Здесь нужно включение всех: и Правительства, и регионов, и нас с вами», — подчеркнул заместитель Председателя ГД Владислав Даванков («Новые люди»).
По мнению депутата, модернизация может быть одним из способов борьбы с инфляцией. «Поэтому здесь особенно вместе с Правительством нужно уделять внимание инвестициям в оборудование. Кредиты по той ставке, которая есть сейчас, конечно, никого не мотивируют на то, чтобы брать их и вкладываться в обновление оборудования», — считает Владислав Даванков.
«На самом деле готов согласиться с тем, что, если бы ставка не была такой высокой, у нас бы сейчас была другая инфляция. К сожалению, а может быть, к счастью в данном случае, история не знает сослагательного наклонения. Но судя по логике, как развиваются события первого–второго кварталов, реальный полный эффект — от трех до шести кварталов. И, конечно, очень удобно в этой ситуации проснуться на следующий день после принятия решения о ключевой ставке и сказать: «О, а инфляция‑то не изменилась сегодня утром или, не дай бог, еще выросла», — обратил внимание Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров («Единая Россия»).
Он подчеркнул, что у ЦБ нет задачи постоянно повышать ключевую ставку, «идет сложная, тяжелая работа, в которой нет простых решений». «Я уверен, что факт сегодняшнего обсуждения — это как раз гарантия того, что этот путь мы можем пройти все вместе», — заключил Андрей Макаров.
Позиция Правительства
«Главная цель денежно-кредитной политики — это поддержание ценовой стабильности, предсказуемых экономических условий, а значит, и инвестиционной активности. Низкая и стабильная инфляция — это необходимые условия для развития экономики и, значит, защиты покупательной способности наших граждан», — подчеркнул Министр финансов Антон Силуанов.
Кредит и бюджет — это два канала создания денег в экономике, и они неразрывно связаны между собой, подчеркнул Министр. «Поэтому мы находимся с Центральным банком в полном взаимодействии как при формировании бюджета, так и основных направлений денежно-кредитной политики», — добавил Антон Силуанов.
В борьбе с инфляцией крайне важно, чтобы монетарные методы борьбы с инфляцией, которые реализует Центральный банк, были дополнены и немонетарными, которые реализуются Правительством, отметил Министр экономического развития Максим Решетников.
«При этом к основным немонетарным методам относятся в первую очередь методы таможенного тарифного регулирования. И вы знаете, что Правительство крайне активно использует это для того, чтобы преодолеть локальные дефициты на отдельных рынках, — подчеркнул Министр. — Мы расширяем импорт, расширяем квоты, снижаем пошлины. Более того, у нас есть и постоянно действующие механизмы, в частности демпферный механизм».
«Состоялся содержательный разговор. Надо отдать должное Председателю Центрального банка и руководителям профильных комитетов: они его начали задолго до сегодняшнего заседания. Встречи прошли в рамках комитетов, фракций, и на каждой из этих встреч звучали предложения депутатов. Это был диалог, и следует признать, что политика Центрального банка является политикой открытости», — отметил Вячеслав Володин.