Войти в почту

Какие магистральные газопроводы могут построить в России

Правительство утвердило перечень магистральных газопроводов, которые могут быть построены естественными монополиями в сфере транспортировки газа. Таковой в нашей стране является только "Газпром".

Какие магистральные газопроводы могут построить в России
© Российская Газета

В списке нет сроков строительства, отсутствуют технические характеристики газопроводов и не определены затраты, поэтому едва ли его можно воспринимать, как программу или план развития газопроводной инфраструктуры. Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, это всего лишь перечень возможных проектов.

Но все же определенные и весьма важные выводы из этого документа сделать можно. Первое, что бросается в глаза, отсутствие в нем упоминаний о "Силе Сибири-2", причем не только, как экспортном газопроводе в Китай, но и как трубы соединяющей западную и восточную газотранспортную систему (ГТС) России. А вот пункт о создании единой Восточной системы газоснабжения, то есть о строительстве трубы, соединяющей "Силу Сибири" с газопроводом "Сахалин-Хабаровск-Владивосток", в перечне присутствует. Сказано в перечне и о строительстве отвода от газопровода "Сахалин-Хабаровск-Владивосток" до китайской границы (Дальневосточный маршрут).

Есть в списке еще один экспортный маршрут - газопровод в северные и северо- восточные регионы Казахстана. Тема увеличения поставок российского газа в Узбекистан и Казахстан, поднималась не раз, но для покрытия растущего спроса на "голубое топливо" в этих странах было бы достаточно существующий инфраструктуры. А вот организация поставок российского газа через Казахстан в Китай, было бы интересно нашей стране. Всего несколько дней назад вице-премьер Александр Новак заявил, что Россия рассматривает новый потенциальный маршрут экспорта газа в Китай через Казахстан, мощностью - до 35 млрд кубометров в год.

По словам доцента Финансового университета при Правительстве РФ Валерия Андрианова, речь идет о несколько видоизмененном проекте "Алтай", от которого в свое время отказались в пользу "Силы Сибири -2". "Алтай" должен был войти на территорию КНР на узком участке российско-китайской границы, между Казахстаном и Монголией. Но можно подвинуть маршрут западнее, обеспечив заход газопровода на территорию Казахстана. Это позволило бы не только осуществлять транзит, но и поставлять топливо казахстанским потребителям в тех регионах, где ощущается его недостаток.

Пока что этот проект рассматривается не как альтернатива "Силе Сибири-2", а как дополнительная возможность поставок газа в КНР, отмечает Андрианов. Но на фоне отсутствия видимого прогресса по первому из этих проектов возникают сомнения - сможет ли КНР "поглотить" все предназначенные для нее объемы топлива. В этом плане частичная ориентация на казахстанских потребителей выглядит как более надежный вариант, считает эксперт.

В документе также перечислены проекты, предусматривающие расширение транспортных мощностей поставки газа с Ямала в Центральную и Северо-Западную часть России. Это третья и четвертая нитки газопроводов "Бованенково-Ухта" и "Ухта-Торжок". Газопроводы не на слуху, но это основные маршруты поставок газа с Ямала в Западную ГТС России. Чтобы понять масштаб проектов, можно лишь упомянуть, что мощность действующих ниток "Бованенково-Ухта" - 115 млрд кубометров в год, больше чем двух взорванных "Северных потоков" вместе взятых. Совокупная мощность ответвления "Ухта-Торжок" - 90 млрд кубометров.

Учитывая, что экспорт в Европу российского газа сейчас находится на минимуме, такое расширение кажется странным. Но, по мнению эксперта по энергетике Кирилла Родионова, строительство новых веток этих газопроводов может облегчить монетизацию газа "Бованенковского месторождения", которое являлось сырьевой базой поставок по "Северному потоку". Газ транзитом через Торжок может поступать в газопровод "Ямал-Европа" - такое решение будет востребованным в случае снятия обоюдных санкций с польского участка газопровода "Ямал-Европа". Газовая отрасль - первый претендент на отмену ограничений в случае геополитического урегулирования, поскольку европейские потребители и регуляторы заинтересованы в надежных поставках газа из России, считает Родионов.

С этим не согласен аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, геополитическая ситуация пока не позволяет ожидать скоро возврата российского голубого топлива на европейские рынки, считает он. По его мнению, увеличение объемов поставок нацелено на дальнейший экспорт в Турцию или турецкий газовый хаб, а также на производственные площадки страны в этих регионах на фоне роста объемов обрабатывающей промышленности в России в последние два года. Объем внутреннего потребления в Северо-Западной и Центральной частях России, эксперт оценивает, примерно в 110-140 млрд кубометров газа в год.

Но Андрианов уточняет, что у России уже есть резервный, незадействованный маршрут, который бы позволил удвоить поставки по "Турецкому потоку", при наличии соответствующей трубы в Турцию. Речь идет о восточной ветке "Южного коридора" (система газопроводов, построенная для поставок газа в Европу по "Южному потоку" - проекту, замороженному в 2014 году). Сейчас для заполнения "Турецкого потока" достаточно мощности западной ветки "Южного коридора", восточная ветка не задействована. Но перспективы прокладки дополнительного трубопровода от российского побережья в Турцию по дну Черного моря - опять-таки очень сомнительны в связи с ситуацией в регионе. И уж тем более для турецкого рынка не нужны новые нитки трубопровода "Бованенково-Ухта". Эксперт считает, что сейчас смысла в увеличении пропускной способности этого газопровода нет.

Ну и наконец, в перечне упомянут газопровод "Волхов-Мурманск", строительство которого связывали с проектом "Новатэка" по производству сжиженного природного газа (СПГ) в Мурманской области. Причем, озвучивались планы, что строить газопровод будет сам "Новатэк". Теперь же строительство этой трубы оказалось в зоне ответственности "Газпрома". Изменение планов, по-видимому, связано с санкциями против российских СПГ проектов.

По словам Андрианова, проект "Мурманского СПГ" заморожен вне зависимости от того, кто будет строить данный трубопровод. При этом и сам смысл строительства этой магистрали, по сути, исчезает. В Мурманской области нет достаточного количества потребителей, способный обеспечить спрос на такие объемы "голубого топлива" (по плану 41 млрд кубометров в год). Более того, в регионе прогнозируется профицит энергомощностей за счет работы Кольской АЭС - именно ее наличие создавало, кстати, предпосылки для реализации СПГ-проекта. А вот развитие газовой генерации для выработки электроэнергии не столь перспективно. Таким образом, проект газопровода "Волхов - Мурманск" отправлен в долгий ящик "Газпрома", откуда он может при необходимости был извлечен.

Как уточняет Чернов, о заморозке строительства "Мурманского СПГ" сообщили еще в сентябре 2024 года. Объемы потребления голубого топлива в Мурманской области оцениваются в 6 млрд кубометров газа в год, что без участия в прокачке газа для завода СПГ слишком мало, особенно если учитывать высокую стоимость и сложность проекта.

Впрочем, по мнению Родионова, проект "Мурманский СПГ" может быть возобновлен в случае снятия санкций и запретов на поставку оборудования для российской СПГ-отрасли, особенно с учетом того, что Мурманск - незамерзающий порт, в котором не нужно будет использовать танкеры класса Arc7 - высокой ледовой проходимости.