Алтайские аграрии рассказали о главных проблемах уходящего года
Сначала холодная и сырая весна, чрезвычайно жаркое начало лета с шикарными всходами, а потом жара задавила практически все. Пошли непрекращающиеся июльские дожди, а затем на цветущую гречиху обрушились ранние заморозки. "Она за ночь вся почернела, и мы только начали косить, а гречиха уже осыпается. А в начале октября выпадает снег, которого в наших местах в это время давно не было - валки просто задуло. Я в сельском хозяйстве почти пятьдесят лет, и за это срок не было более тяжелого года", - говорит Отто Гросс, известный фермер из Табунского района Алтайского края.
Экспертный совет по сельскому хозяйству, собравшийся в Барнауле на площадке ИД "Алтапресс", констатировал: у крестьян каждый год сложный, но 2024-й дал всем прикурить по полной. И дело не только в погодных катаклизмах - вал проблем нарастает со всех сторон.
Первой из них можно назвать качество собранного урожая.
- Лен - одна из основных культур, которые мы вывозим ежегодно. В этом году наши китайские партнеры вообще от него отказывались, говорили, что он некондиционный. Однако, поняв, что такая ситуация по всей Сибири, пошли на попятную и уже соглашаются на те партии льна, которые мы предлагаем. Если в прошлом году нормой считался показатель семь-десять процентов потемневших зерен, то в 2024-м мы уже отгружаем и тридцать процентов. Клиенты на это соглашаются, понимая, что другого зерна уже не увидят, - утверждает Олег Борисов из экспортного союза SEUS.
Еще одним негативным последствием уборочной кампании, проходившей в сложнейших условиях, стал пророст пшеницы.
- Сезон мы начали с довольно оптимистичным настроением, вовремя посеяли, получили хорошие всходы. На старте сезона запасы влаги радовали. Но потом началась свистопляска с погодой, и осенью была долгая и дорогостоящая уборка урожая. Получили большой недобор пшеницы. К тому же пострадало ее качество - очень много пророста. И эта проблема не только нашего хозяйства, но и всей предгорной зоны Алтайского края. Животноводы, в отличие от мукомолов, такое зерно отказываются брать, - посетовал замдиректора по производству ООО "Агрофирма "Нива" (Зональный район) Евгений Водник.
Ему вторит директор предприятия "Агро Сибирь" из Смоленского района Владимир Шитц:
- Во всей предгорной зоне основной проблемой уборочной кампании были полегшие хлеба. Такое ощущение, что катком прошлись. Мы, конечно, все убрали, но, наверное, процентов тридцать пшеницы проросло на корню.
Однако российские аграрии ко всему привыкают и адаптируются. Поначалу, как отмечает Олег Борисов, пять-шесть процентов проросшей пшеницы казались дикостью, а сейчас и к десяти-пятнадцати процентам относятся спокойно. Более того, на недавней конференции в Новосибирске прозвучала информация, что одна из местных компаний заключила контракты на поставку проросшего зерна в Индонезию. И это прекрасно, поскольку оставлять его на складах нельзя. В любом случае проросшее зерно может идти на фураж.
Сейчас в Алтайском крае сложная ситуация с подсолнечником, значительная часть которого до сих пор под открытым небом. В полях может остаться до двадцати процентов посевов, предполагает Олег Борисов. Но и здесь нет худа без добра, считают в региональном минсельхозе: меньше соберем - выше будет цена. Хотя у алтайских крестьян накоплен большой опыт работы в снег и мороз. К тому же режим ЧС, введенный правительством края 20 сентября в связи с погодными условиями, не снят до сих пор - всем хочется увидеть выращенное зерно на складах, какого бы качества оно ни было.
В региональном аграрном ведомстве по поводу собранного урожая вообще демонстрируют сдержанный оптимизм.
- Качество зерна - вопрос спорный, и я бы не хотел, чтобы коллеги считали, что в нашем министерстве приукрашивают или, наоборот, нагнетают ситуацию, - подчеркнул замминистра сельского хозяйства Алтайского края по растениеводству Николай Халин. - По данным, которые поступают из регионального филиала "Центра оценки качества зерна", у нас достаточное количество продовольственного зерна. Поэтому бить тревогу по поводу того, что Алтай может потерять статус "житницы Сибири и России", наверное, нет оснований. Продовольственной пшеницы третьего и четвертого классов в собранном урожае - 84 процента. Это достаточно серьезный показатель по сравнению с соседями - кемеровчанами, красноярцами, новосибирцами. Мы полагаем, что алтайская пшеница останется востребованной и будет высоко цениться.
Однако этот урожай надо еще вывезти. Здесь сложности начинались прямо на поле.
- В этом году цены на услуги транспортных компаний были такими, что глаза на лоб лезли, - сокрушается Отто Гросс. - Восемьсот-девятьсот рублей за тонну зерна, увезенного от комбайна. В КАМАЗ входит тридцать тонн. За один рейс отдай 27 тысяч, за десять - 270 тысяч в день.
Второй круг хождения по мукам начинается с транспортировки зерна по железной дороге, где многое не так однозначно, как было в прежние времена.
- РЖД уже нельзя называть монополистом, поскольку подвижной состав и логистические услуги предоставляют и частные компании. Поэтому сегодня регулирование грузопотоков и производство вагонов, которые не прикрепляются к конкретным путям, привели к тому, что загруженность РЖД превышает максимальную уже на двадцать процентов. Важно понимать: тем, кто зарабатывает на сдаче вагонов в аренду, очень выгоден их простой. Чем дольше они стоят, тем больше за этот простой платят. В Алтайском крае при нормативе в двенадцать тысяч вагонов сосредоточено свыше четырнадцати тысяч. Например, на станции Топчиха на путях 42 лишних вагона. А там работает крупный мелькомбинат, по договору с которым мы должны предоставлять по пятнадцать вагонов, а предоставляем по восемь, потому что больше физически не получается. Сильно перегружено Рубцовское направление, что создает большое напряжение - вагоны же никуда не спрячешь, если нет путей. К тому же не хватает тепловозного парка, - сообщил руководитель Алтайского территориального управления Западно-Сибирской железной дороги Андрей Кульдишов.
По его словам, состоялась рабочая встреча, на которой представители ЗСЖД, региональных минтранса и минсельхоза обсудили указ президента РФ N309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года". Требуется понимание, какая сельхозпродукция, куда и в каком объеме будет вывозиться из региона на экспорт по железной дороге. От этого будет зависеть объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры.
- Нужно знать, где и какие пути, мосты и тоннели строить, какой потребуется подвижной состав. Эти данные должны быть учтены в концепции развития Алтайского края, - пояснил Андрей Кульдишов.
Кстати
В России на 8 ноября 2024 года собрано 87,3 миллиона тонн пшеницы (в бункерном весе). Валовой сбор в Алтайском крае к 21 октября 2024 года составил 3,3 миллиона тонн.