Замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики: «Разворот экономики на Восток уже показал рост товарооборота со странами АТР»
Виталий Владимирович, Дальневосточный федеральный округ всегда был ключевым связующим звеном между Россией и странами Азии. Каким вы видите потенциал в развитии нашей страны и ее взаимодействии государствами АТР, ведь разворот на Восток уже произошел? — Современная геополитическая ситуация определила разворот транспортных потоков страны на Восток. И он продолжается, о чём свидетельствуют высокие внешнеторговые показатели. Через Дальний Восток проходит порядка 30% российского экспорта. За последние два года объем грузопотока через Дальний Восток вырос на 15 процентов. В том числе на автомобильных пунктах пропуска – с 1,3 млн тонн в 2021 году до 4,3 млн тонн в 2024 году. Потенциал развития торгово-экономических отношений России и, в особенности, Дальнего Востока со странами Азиатско-Тихоокеанского региона очень высок. Россия является крупнейшим поставщиком полезных ископаемых. И мы понимаем, что при растущем спросе провозных мощностей будет всегда в какой-то степени не хватать. Поэтому во взаимодействии с Минтрансом России, региональными властями мы активно работаем над увеличением встречных грузопотоков с нашими зарубежными партнерами, обеспечиваем необходимые условия для экспортёров, расширяем транзитные коридоры, создаем новые и модернизируем имеющиеся пункты пересечения границы, используя при этом географические преимущества дальневосточных и северных городов. Главный для нас показатель эффективной работы транспортной системы – это качественно обработанные и быстро доставленные до получателя грузы. К примеру, в 2022 году Амурскую и Еврейскую автономную области соединили с провинцией Хэйлунцзян два новых моста – Благовещенск-Хэйхэ и Нижнеленинское-Тунцзян. За 2023 год по ним перевезено 3,8 млн тонн грузов. А потенциал этих объектов практически в 10 раз выше. Но самый масштабный на сегодняшний день проект – строительство нового пункта пропуска через русско-китайскую границу в Хабаровском крае на острове Большом Уссурийском. Ожидаем, что к 2030 году грузооборот здесь составит 1,3 млн тонн в год, пассажиропоток – около 1,4 млн человек. Проект имеет важнейшее значение не только для социально-экономического развития региона, но и для всей России Всего до конца 2027 года на Дальнем Востоке запланированы мероприятия по реконструкции 12 автомобильных пунктов пропуска в Приморье, Бурятии, Забайкальском крае и Амурской области. Виталий Владимирович, расскажите подробнее, как продвигается разработка «дорожной карты» по развитию территории острова Большой Уссурийский? — В мае текущего года между главами России и Китая была подписана Единая концепция развития острова Большого Уссурийского. Для реализации достигнутых договоренностей мы с Правительством Хабаровского края готовим детальный план мероприятий – «дорожную карту», которая предусматривает создание на острове объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, зоны для реализации инвестиционных проектов в туристической и культурной сферах. Для сокращения сроков реализации будущих проектов и повышения инвестиционной привлекательности планируем создать на Большом Уссурийском территорию опережающего развития. Соответствующий пакет документов уже готов и проходит согласования в профильных министерствах. Когда этот документ будет готов? — Планируем представить «дорожную карту» развития Большого Уссурийского на рассмотрение Правительства Российской Федерации до конца этого года, после чего будем обсуждать с партнерами из Китая. Уверен, что к 2030 году Большой Уссурийский станет территорией широкоформатного взаимодействия и центром туристического, культурного и делового сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Важнейшая морская транспортная артерия России – Северный морской путь. Есть ли спрос на доставку грузов через СМП у зарубежных партнёров? Как вы знаете, Правительством Российской Федерации утвержден План развития Северного морского пути до 2035 года, куда входят более 150 мероприятий. Наша цель – сделать этот стратегический транспортный коридор максимально надежным, экономически эффективным и безопасным. В прошлом году по нему было перевезено более 36 млн тонн грузов. В этом году есть дополнительный прирост – в том числе за счет перенаправления части грузов с Суэцкого канала. Китайские перевозчики коридором активно пользуются. В прошлом году выполнено 7 международных рейсов и в этом году уже 13. С индийскими коллегами уже дважды встречались в этом году для обсуждения использования ими СМП. В первую очередь, они ставят перед собой задачу по сокращению издержек на доставку товаров в центральную и западную части России, а также по импорту наших энергоносителей и первичного сырья. И в этом вопросе Севморпуть для Индии – главная альтернатива Суэцкому каналу. В ближайшие годы мы ожидаем рекордных показателей по грузопотоку через Северный морской путь. Так что коридор не просто начал работать полноценно, но и демонстрирует существенный интерес со стороны грузоотправителей – как российских, так и зарубежных. Один из самых важных вопросов в развитии международных грузопотоков, в том числе с Индией, – это экспорт энергоресурсов. Какие договоренности с индийской стороной уже достигнуты и какие вопросы требуют доработки в этом плане? — Сотрудничество с Республикой Индией является одним из приоритетов международной деятельности Минвостокразвития России. За последние 5 лет торговля Дальнего Востока с Индией выросла в 2 раза. Положительная динамика сохраняется – за 8 месяцев текущего года товарооборот вырос на 75%. И перед нами стоит задача по увеличению и диверсификации взаимной торговли. Дальний Восток является ключевым транспортным звеном в поставках энергоресурсов для Индии, поэтому мы продолжаем масштабную работу по развитию инфраструктуры морских портов и подъездных путей дальневосточного побережья. Фото: ФедералПресс / Антон Федулов