Эксперты оценили возможные ограничения на добычу криптовалюты в республиках СКФО

Первого ноября в России вступил в силу закон, легализующий майнинг. При этом дополнительные поправки к нему, также начавшие действовать с ноября, позволяют правительству страны запрещать добычу криптовалюты в некоторых регионах или на отдельных территориях. В их числе могут оказаться и все республики Северного Кавказа.

Эксперты оценили возможные ограничения на добычу криптовалюты в республиках СКФО
© Российская Газета

Условия введения запрета на майнинг цифровой валюты в субъектах со сложной режимно-балансовой ситуацией в электроэнергетике обсудили на прошлой неделе на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики. Ограничение на добычу цифровой валюты до 2031 года предложено ввести в Дагестане, Северной Осетии, Ингушетии, Чечне, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

За несколько дней до этого глава Дагестана Сергей Меликов обратился к федеральным властям с просьбой запретить майнинг в республике до стабилизации ситуации в региональном электросетевом комплексе. Как сообщили в администрации главы РД, за последние три года энергопотребление в Дагестане увеличилось на 26 процентов. Такая нагрузка - тяжелое испытание для электросетевого комплекса, износ которого превышает среднероссийские показатели. Энергетики реализуют в республике ряд программ для повышения надежности электроснабжения. Однако принимаемых мер пока недостаточно. В администрации главы региона добавили, что быстрое и бесконтрольное развитие майнинга в Дагестане стало дополнительным негативным фактором, а работа майнинг-ферм приводит к еще большему дефициту электричества.

- Производители криптовалюты являются самой неоднозначной группой абонентов. При всей энергоемкости производственного процесса они зачастую оплачивают электричество по субсидируемым тарифам, позиционируя себя как физические лица, - говорит директор по развитию инжиниринговой компании "Энергия Плюс" Павел Марышев, - то есть 60 процентов участников индустрии находятся в "серой" зоне и избегают промышленных тарифов. Около 30 процентов ищут и находят возможности для нелегального подключения к электрораспределительным сетям. Остальные 10 процентов готовы инвестировать в развитие сетей, а в отдельных случаях даже создают собственные объекты генерации.

По словам Марышева, электросетевой комплекс СКФО нуждается в модернизации. Но предприятиям не хватает собственных средств на обновление основных производственных фондов, даже с учетом государственной поддержки. А дополнительная нагрузка со стороны центров обработки данных (ЦОД), занимающихся майнингом, усугубляет энергодефицит.

- Запрет майнинга в отдельных регионах не решит проблему, однако спровоцирует миграцию крупных ферм, - считает эксперт. - Большинство ЦОД для майнинга - это совокупность морских контейнеров, заполненных оборудованием. И в редких случаях это могут быть легковозводимые конструкции. Так что перевезти ферму из одного региона в другой по железной дороге или в фурах проблемой не станет. Каждого крупного потребителя энергии в регионах, как говорится, знают в лицо. Поэтому производители криптовалюты, которые платят за электроэнергию, не смогут незаметно переместиться в "серую" зону. Скорее всего, в случае введения ограничительных норм, следует ожидать массовое перемещение майнинговых ферм в сопредельные регионы с умеренными тарифными ставками. А те, кто находятся в "серой" зоне, продолжат искать способы для нелегального пользования электроэнергией.

Генеральный директор компании "Объединенные энергетические системы" Денис Волков заявил, что введение запрета на майнинг в регионах Северного Кавказа, где наблюдается острый дефицит электроэнергии и существуют проблемы с износом энергетической инфраструктуры, вызывает много вопросов.

- Такое решение может быть оправданно, учитывая текущую ситуацию в них. К сожалению, ветхая инфраструктура становится одной из главных причин нехватки энергетических ресурсов. Множество электростанций работают на пределе своих возможностей. В таких условиях любое увеличение потребления электричества может привести к серьезным последствиям - от снижения качества электроснабжения до возникновения аварий, - считает Волков. - Однако стоит задаться вопросом о целесообразности создания антирынка. Запрет легального майнинга скорее всего приведет к тому, что многие операторы, работающие честно и оплачивающие электроэнергию, просто уйдут в тень. В свою очередь, это может сделать ситуацию еще более сложной для надзорных органов.

Генеральный директор Zapusk Group Алексей Равинский считает, что запрет майнинга в некоторых регионах страны может снизить их инвестиционную привлекательность для бизнеса.

- Многие компании уже инвестировали значительные средства в создание инфраструктуры и рабочих мест, рассчитывая на стабильное правовое поле, - уверен Равинский. - Необходимо создать рабочую группу, которая будет заниматься поэтапным внедрением новых норм. Один из вариантов - запретить строительство новых майнинг-ферм, одновременно предоставив действующим компаниям время для постепенного прекращения работы. Такой подход позволит минимизировать негативные последствия для экономики и социальной сферы, а также даст возможность надзорным органам подготовиться к контролю за соблюдением новых требований. У нас есть конкурентное преимущество для майнинга в виде доступности ресурсов, так как электроэнергия в России - одна из самых дешевых в мире. Развитие этой сферы может помочь стране занять лидирующие позиции на криптовалютном рынке в ближайшие годы.

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ, управляющий партнер исследовательского центра "Аналитика. Бизнес. Право" Марчел Кырлан отмечает, что альтернативой полному запрету способна стать система регулирования:

- Например, внедрение учета энергопотребления для крупных объектов, создание специальных зон для легального майнинга, развитие возобновляемых источников энергии. Эти меры позволят снизить негативное воздействие на энергосистему и сохранить экономические выгоды от легального майнинга. Программа регистрации ферм с возможностью получения субсидий на энергоэффективное оборудование также могла бы стимулировать майнеров работать в рамках закона.

Денис Волков также добавил, что для борьбы с нелегальным майнингом ресурсов надзорных и правоохранительных органов может не хватить:

- Предотвратить его рост можно несколькими способами. Среди них - разработка специальных программ для поддержки легального сектора, а также введение налоговых льгот для тех, кто оптимизирует свою деятельность с учетом нужд региона. В идеале стоит рассмотреть создание экосистемы, в которой соблюдение правил и законов было бы выгодно и удобно для всех участников. Легализация и конструктивный диалог с операторами могут дать больший эффект при решении существующих в энергетике Северного Кавказа проблем.

Справка "РГ"

С первого ноября право заниматься майнингом получили юридические лица и индивидуальные предприниматели, внесенные в специальный реестр Федеральной налоговой службы (ФНС). Он доступен на сайте ведомства. Физлица тоже могут официально заниматься добычей криптовалюты, и для этого им не нужно быть внесенными в реестр ФНС. Однако майнеры-физлица должны вписываться в пределы лимитов энергопотребления в регионе.