Ни Hongqi, ни Aurus. Запуск сборки премиальных авто в Петербурге в этом году не состоится. А возможно, его не будет вообще — заявили «Ведомостям» три источника. На заводе в Шушарах хотели перелицовывать китайские Hongqi в российские Aurus. Как рассказали источники, знакомые с ходом подготовки площадки в Питере, китайский концерн FAW, который выпускает бренд Hongqi, — буквально «соскочил с переговоров». Запуск сборочной площадки перенесен на неопределенный срок — формулировка, которая не дает никакого повода для оптимизма. Собирать там, судя по утечкам информации, хотели Hongqi H9, и ставить шильдик Aurus — по аналогии с «москвичами» и китайским JAC. Но если со средним сегментом схема сработала, то в сегменте «премиум» китайцы вдруг сдали назад, говорит главред журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков говорит главред журнала «За рулем» «Все компании по-разному смотрят на такие коллаборации, потому что есть компании, которые более щепетильно к этому относятся, есть компании частные, с участием государственного капитала, я имею в виду с долей администрации местных провинций. Есть вообще компании с полным государственным капиталом, и, соответственно, все по-разному относятся к ситуации с возможными санкциями, и перспективы разных производителей китайских на внешних рынках тоже разные. Мы берем, например, фирму Chery, у нее плюс-минус около половины всего объема производства идет на внешние рынки. Есть компании, у которых общий объем не очень большой, если берем, например, Great Wall, то российский рынок для них является рынком номер один, внешним экспортным рынком. Но в любом случае общая тенденция такая, что китайские компании не горят желанием напрямую демонстрировать технологическое сотрудничество с российскими компаниями, особенно если эти компании завязаны с государством».
Отказ китайского партнера удивителен — ведь еще весной вице-премьер Денис Мантуров говорил о планах по запуску производства Aurus в Питере — до конца года. А губернатор Петербурга Александр Беглов и гендиректор Aurus Андрей Панков подписывали соглашение о развитии кластера премиального машиностроения. Казалось бы, такие вещи не делаются и не произносятся без твердых контрактов. Даже если Питер начал бы собирать Aurus-Hongqi, вряд ли автомобили нашли бы массового потребителя — еще один возможный повод для китайцев включить заднюю передачу, говорит автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Во-первых, премиум-сегмент — это небольшое количество автомобилей, я думаю, что в год можно было бы продать от 10 до 20 тысяч автомобилей Hongqi на российском рынке, исходя из цен и потенциальной их аудитории. Это мало. При таких объемах производства перенос его в Россию просто был бы нерентабелен. В принципе, в целом от 50 тысяч автомобилей годовой выпуск российской площадки позволяет сделать такое производство рентабельным, чтобы оно приносило прибыль. Пока таких цифр нет, потому что российский рынок просто достаточно маленький сам по себе. Второе — китайский Госсовет не так давно принял директиву, в которой рекомендовал автопроизводителям не развивать производства в некоторых странах, в частности, в России, а также Турции и Индии, кстати, а, наоборот, загружать производственные площадки в Китае, строить новые заводы в Китае и развивать внутреннее производство. В общем, в-третьих, Китай очень осторожен в планах развития на российском рынке, поэтому до сих пор у нас нету ни одного нового полноценного производства китайских автомобилей, хотя уже 2,5 года идет СВО, и времени было достаточно».
У китайцев было почти три года для того, чтобы основательно зайти на российский рынок, с конвейерной сборкой и своей логистикой. Этого так и не произошло. Единственный завод Haval в Тульской области открылся еще в 2019 году. Рынок постепенно понимает, что китайцы нам не друзья, а деловые партнеры. И кроме очередной волны кроссоверов с труднопроизносимыми названиями за 2-3 млн рублей, в ближайшей перспективе мы вряд ли увидим что-то кардинально другое.