Бензин: "Плюс полтора рубля к литру" – это еще по-божески

Еще до конца 2024 года цены на бензин на автозаправках могут заметно подрасти, к такому выводу пришли некоторые аналитики топливного рынка.

Бензин: "Плюс полтора рубля к литру" – это еще по-божески
© Свободная пресса

Так, оценивая существующую динамику роста стоимости топлива, специалист Департамента стратегических исследований Total Research Ярослав Островский допустил увеличение цен в декабре в диапазоне 1,4-1,6%, отметив, что за минувшую неделю бензин подскочил в цене сразу на 25 копеек.

По подсчетам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, под занавес 2024 года и в начале 2025-го ценники на автозаправках могут увеличиться примерно на 1,5 рубля.

Такое станет возможным в связи с тем, что срок действующего с 1 марта этого года запрета на экспорт топлива истекает под Новый год, и правительство может не продлить его.

Хотя ранее общественные организации, объединяющие представителей розничного ретейла, трейдеров и брокеров системы нефтепродуктообеспечения, обращались к вице-премьеру Александру Новаку с просьбами снова продлить его до полного насыщения внутреннего рынка и увеличения объема продаж топлива на бирже, что должно замедлить рост биржевых индикаторов до уровня инфляции.

- В принципе, ожидания аналитиков топливного рынка достаточно реальны, – отметил политолог и эксперт нефтяной сферы Алексей Анпилогов.

- Стоимость энергоносителей складывается под влиянием многих факторов. Тут и инфляция, непосредственно влияющая на себестоимость технологических процессов, и рост курса доллара, потому что все равно есть импортная составляющая в производстве, хоть и небольшая. А нефтеперерабатывающие компании всегда перекладывали все свои издержки на потребителя. То есть и бензин, и дизельное топливо с большой долей вероятности подорожают именно в озвученном диапазоне.

«СП»: А после новогодних праздников можно ожидать дальнейшего роста цен? Например, к весне, к началу посевной, как это у нас обычно бывает, топливо может подняться в цене еще выше?

- Во-первых, до весны, образно выражаясь, нам еще дожить надо. Надо смотреть, какие меры будет предпринимать правительство, потому что любой рост энергоносителей несет в себе отрицательную социальную нагрузку, разгоняя при этом еще больше инфляцию, которая сейчас и без того уже довольно высока на фоне продолжающихся попыток финансового блока правительства вернуть ее в определенные рамки.

Рост топлива и нефтепродуктов – классическая «инфляция издержек», потому что, хотите вы этого или нет, практически в любом производственном процессе используются нефтепродукты, поэтому их стоимость влияет на конечную цену любого товара по всей технологической цепочке.

Я думаю, если рост стоимости топлива выйдет за пределы предполагаемого озвученного коридора в 1-2 рубля, то конечно, в этом случает государство вмешается и постарается удержать в каких-то пристойных рамках цены на бензин и дизель.

«СП»: Можно ли ожидать на этом фоне активизации трейдеров, использующих какие-либо спекулятивные механизмы в целях искусственного завышения цен выше озвученных пределов?

- Большая часть розничной торговли бензином контролируется вертикально интегрированными компаниями. Здесь, конечно, какие-либо эксцессы исключать я бы не стал, но только прикрыть это иначе, кроме как картельным сговором, не получится.

- Далеко не факт, что отмена запрета на экспорт топлива вообще приведет к подорожанию топлива, – предположил, в свою очередь, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

- Его отменяют потому, что мы все-таки производим топлива больше, чем его потребляем. Именно поэтому возникает дилемма – либо необходимо отменять запрет на экспорт, либо нефтеперерабатывающие заводы начнут перенастраивать свою работу, потому что топливо становится некуда девать, и нужно сокращать объемы производства, а это чревато большими проблемами для компаний.

С другой стороны, отмена запрета – это своеобразный «пряник» для наших нефтеперерабатывающих компаний, которым выгодно экспортировать бензин.

Таким образом им посылается недвусмысленный сигнал – государство отменяет запрет на экспорт, а компании, в свою очередь, понимают, что как только бензин пойдет в цене вверх на внутреннем рынке, этот «пряник» моментально отберут, вновь сменив на кнут. Этакое негласное джентльменское соглашение.

Не зря же правительство заранее анонсирует предполагаемую отмену запрета на экспорт. Таким образом нефтяные компании предупреждают – держите, дескать, цены на внутреннем рынке, и будет вам отмена запрета на экспорт. Поэтому я лично не думаю, что на внутреннем рынке начнется дефицит и цены поползут вверх, потому что все топливо хлынет на внешний рынок.

Видимо, резюмировал Игорь Юшков, разговорами о возможности возобновления поставок на мировые рынки правительство просто пытается соблюсти многолетнюю практику – цены на топливо все же подрастают, однако строго в пределах инфляции. Раньше это всегда удавалось, но сейчас довольно высок риск того, что цены на топливо инфляцию могут опередить, поэтому в ход и пошел пряник.

По его словам, если бы у правительства не было уверенности в том, что нефтепереработчики будут сдерживать цены, несмотря ни на что, оно бы даже не стало заговаривать об отмене запрета на экспорт.

Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, - в теме «Свободной Прессы».