Как агломерации на Урале вписываются в пространственную стратегию страны

Минэкономразвития РФ дорабатывает обновленную Стратегию пространственного развития России до 2030 года - утвердить этот документ правительство планирует до нового года. Цель стратегии - сделать территориальное развитие страны более сбалансированным и гармоничным, равномернее распределить человеческие ресурсы, значительная часть которых сегодня сконцентрирована в столичных регионах. Одно из важных направлений такой работы - развитие агломераций, причем речь идет не только об уже сложившихся, как правило вокруг крупных городов, образованиях, но и о новых, в том числе сельских.

Как агломерации на Урале вписываются в пространственную стратегию страны
© Российская Газета

Сложение дает умножение

Впервые о "смычке" города и деревни в России заговорили в 1930-х, но тогда речь шла об обмене промышленной продукции на сельскохозяйственную, и большого эффекта эта стратегия не принесла. Теперь в центре внимания - взаимовыгодное развитие крупных и расположенных неподалеку небольших населенных пунктов. Сам термин "агломерация" (от лат. agglomerare - присоединять, накапливать) обозначает комплекс территорий с общей системой производственных, транспортных и культурных связей, ускоряющих социально-экономический рост всех участников неформального объединения. Это общемировой тренд: по оценке экспертов Петербургского международного экономического форума, к 2035 году каждый третий житель планеты будет обитать в городских агломерациях, количество которых вырастет до 760.

В Стратегии пространственного развития РФ таким структурам отводится роль полюсов притяжения, центров экономического роста. Сегодня в стране 475 муниципальных образований входят в 42 крупных агломерации, 22 из них - с населением более миллиона человек. Самая динамичная в Уральском регионе - Тюменская - за 10 лет выросла почти на 40 процентов, а Екатеринбургская, Челябинская и Пермская вошли в топ-20.

На долю крупнейших агломераций приходится 48 процентов валового внутреннего продукта и 47 процентов инвестиций в основной капитал. При этом в границах Московской агломерации создается 21 процент общероссийского ВВП, тогда как в 13 провинциальных - менее одного. По данным, приведенным на Тюменском градостроительном форуме, только 5-6 нестоличных агломераций быстро растут, в том числе Новокузнецкая, Липецкая, Иркутская, но их экономика основана на отраслях, не связанных с агломерационными эффектами. Три четверти территориальных макроструктур практически не развиваются, а есть и такие, экономика которых сжимается.

- Мы подошли к пределу роста экономики, который обеспечивается за счет увеличения количества занятых, - говорит директор Центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ РАНХиГС Дмитрий Землянский. - Исследования показывают, что производительность труда в агломерации увеличивается в среднем на 7-11 процентов за счет концентрации рабочих кадров и высокопрофессиональных специалистов. Но в регионах такие эффекты пока не очень заметны.

Только 5-6 нестоличных агломераций быстро растут, три четверти практически не развиваются, а есть и такие, экономика которых сжимается

Минэкономразвития РФ разрабатывает проекты долгосрочной поддержки нестоличных агломераций (пилотные программы будут реализованы в Нижнем Новгороде, Краснодаре и Екатеринбурге). Цель - чтобы через пять лет темпы экономического роста в 15 из них превысили среднероссийские.

Что поперек дороги?

Сдерживающим фактором территориального развития эксперты считают дефицит транспортной инфраструктуры. Даже форсированное строительство дорог в одном регионе может столкнуться с низкой пропускной способностью в другом. Отсутствие прямых коммуникаций между населенными пунктами тормозит развитие. К примеру, в Свердловской области города Ревда и Первоуральск хотя и расположены всего в 12 километрах друг от друга, не имеют прямого железнодорожного сообщения - они находятся на разных ветках, ведущих из Екатеринбурга, до которого около 50 километров. И таких примеров в стране немало.

На развитие транспорта в 20 нестоличных агломерациях, включая Екатеринбургскую, Пермскую, Тюменскую и Челябинскую, минфин планирует выделить 650 миллиардов рублей: предстоит построить четыре железнодорожных и 39 автомобильных обходов, 113 магистральных автодорог и 9 высокоскоростных железнодорожных магистралей.

- Дороги, коммуникации, инвестиции не знают границ муниципальных образований и регионов, - говорит генеральный директор Инвестиционного агентства Тюменской области Николай Пуртов. - Инвесторам и предпринимателям все равно, где начинается и заканчивается территория агломерации. Им важно развитие, а мы загоняем их в рамки.

Кстати, транспортные взаимосвязи нужно выстраивать до того, как вырастут агломерационные потоки, подчеркивает Пуртов. В регионе около тысячи гектаров потенциально пригодны для реализации инвестпроектов. Только в Тюменском районе в ближайшие годы в них будет вложено более шести миллиардов рублей, созданы тысячи новых рабочих мест. А ведь все эти трудящиеся станут ездить на работу на машинах, автобусах. Значит, нужны дороги, новые маршруты общественного транспорта, пешеходные переходы, в том числе через федеральные трассы, и т. д. Все эти моменты должны быть учтены в единой стратегии социально-экономического развития Тюменской агломерации, которую начнут разрабатывать в 2025 году.

К общему знаменателю

Разработка единой стратегии должна придать ускорение пространственному развитию. Известно, что в стране будут определены 2000 опорных населенных пунктов, которые станут точками роста. Заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков на VIII Общеросийском форуме стратегического развития "Города России: локомотивы роста" в Екатеринбурге обозначил приоритеты территориального планирования. Главное, по его мнению, сформировать единую вертикаль - от федерального центра до малых поселений.

Однако, оказывается, даже градостроительные документы муниципалитетов сегодня составляются в разных масштабах, например, генеральный план Тюмени создан в масштабе 1:25 000, а прилегающих к областному центру населенных пунктов - в 25 раз меньше. Как их соотносить друг с другом? Руководитель Института территориального планирования "Град" Анна Береговских предлагает создать "бесшовный" генплан территорий.

Мастер-планы территорий должны быть трансграничными, составляться безотносительно к муниципальному и региональному устройству

- Сейчас в нашем институте разрабатывается 21 схема водоснабжения и водоотведения населенных пунктов, примыкающих к Тюмени, - рассказывает она. - Связи между ними тесные, но у каждого поселения - свой генплан, проекты застройки и планировки, схемы электро-, газо-, водоснабжения. А нужен единый документ, и речь идет не об административном объединении, а о создании информационно-аналитической среды комплексного инфраструктурного и инвестиционного развития территории.

Член Совета по градостроительству и территориальному планированию Союза архитекторов России Александр Антонов тоже убежден: мастер-планы территорий должны быть трансграничными, составляться безотносительно к муниципальному и региональному устройству.

- Экономисты обращают внимание на экономические показатели, чиновники - на нормативные и управленческие аспекты, архитекторы - на пространственные планировки, а объект надо видеть в целостности, - считает и руководитель Центра урбанистики ТюмГУ Сергей Козлов. - Не ограничиваем ли мы себя, когда рассматриваем агломерацию только в рамках муниципалитетов? Например, сегодня огромное влияние Тюмени испытывают на себе Свердловская область, Югра, Ямал, север Казахстана, Москва, в конце концов. Многие бывшие тюменские чиновники там работают, но семьи оставляют в родном городе, поэтому приезжают сюда часто.

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер тоже считает, что Челябинск и Магнитогорск связаны с Москвой ничуть не меньше, чем друг с другом. При этом Челябинская, Свердловская, Тюменская области, Пермский край вместе образуют огромный индустриальный регион.

Эксперты отмечают: агломерации обладают неким магнетизмом, ведь зоны их влияния не заканчиваются на границе региона и даже страны. Кстати, при разработке новой пространственной стратегии развития России на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года был использован опыт Монголии, Казахстана и Китая.

Комментарий

Алексей Орлов, глава Екатеринбурга:

- В новой стратегии пространственного развития приоритеты смещены с агломераций в сторону опорных населенных пунктов. Но агломерации никуда не делись, они сформированы. Мы не думаем, что одно другому будет мешать, скорее агломерации и опорные населенные пункты будут друг друга органично дополнять. И здесь, на наш взгляд, крайне важно продолжить выработку механизмов внутриагломерационного взаимодействия. Мы с коллегами достаточно активно ведем работу по развитию Екатеринбургской агломерации, которая состоит из 14 муниципальных образований, сформирован перечень проектов. Практика показывает: для решения общих задач социально-экономического развития территорий было бы целесообразно законодательно закрепить равный объем полномочий всех муниципальных образований, которые входят в агломерацию. И очень важно синхронизировать полномочия при формировании и реализации агломерационных проектов, которые являются неотъемлемой частью проектов национальных.

-