Логистику с Китаем обсудили на Транспортном форуме в ТПП Нижегородской области
Российский рынок уверенно переориентировался на Восток, прежде всего на Китай. Из-за санкционного давления путь товаров в Россию из-за рубежа бывает тернист, однако грузоперевозчики проявляют иногда чудеса изобретательности. Актуальные вопросы и проблемы организации логистики из Китайской Народной Республики обсудили участники IX Транспортного форума, который прошёл на площадке Торгово‑промышленной палаты Нижегородской области. Взяли в оборот В прошлом году товарооборот между Россией и Китаем вырос более чем на 26% и достиг рекордных 240 млрд рублей. В этом году рост продолжился. «Экспорт из России – углеводороды, металлы, продовольственные товары, сельхозтовары, зерно, мясо. Импорт из Китая – автомобили (Китай сейчас занимает около 92% российского автомобильного импорта), грузовики, запчасти, электроника, бытовая техника, промышленное оборудование, одежда, товары повседневного спроса, – рассказал генеральный директор ООО «ГЕФТ» Константин Алексиу. – Как мы видим, Китай активно внедряется во все сферы жизни и монополизируется на российском рынке». В 2024 году около 30% грузов, перевозимых между Россией и Китаем, доставляются автомобильным транспортом, но другие виды перевозок не теряют свою актуальность. «Несмотря на беспрецедентные санкции и ужесточение контроля, мы продолжаем развивать международные отношения, – отметил начальник Горьковского территориального центра фирменного транспортного обслуживания – структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» Сергей Малинин. – Так, появились новые направления перевозок в странах Африки, Ближнего Востока, Азии, а также сохраняются определённые направления и объёмы в страны Европы, Северную и Южную Америку. По международным перевозкам в Нижегородской области отмечается рост импорта железнодорожных перевозок, в том числе из Китая. Однако в текущем году наблюдается снижение прямых экспортных перевозок, что объясняется определённой нестабильностью товарных рынков и переориентацией логистических потоков. Однако мы ищем альтернативы, и как пример – постоянное расширение и увеличение объёмов по новому транспортному коридору Север-Юг». Товарообмен не замер – это подтверждают и представители авиаперевозок. «Рынок импорта из Европы и США после ввода санкций значительно сместился в сторону Китая и Юго-Восточной Азии. Но полностью он не остановился и даже, я бы сказал, местами показывает неплохую динамику, – отметил руководитель отдела продаж авиационной транспортной компании ООО «Интел Логистик» Сергей Еромасов. – Мы, например, успешно используем третьи страны для авиаперевозок из Европы, Штатов и других частей света по параллельному импорту. Перелёты с транзитом через Эмираты преимущественно используются для доставки грузов из США, Японии, Кореи, Европы, и турецкие хабы по умолчанию можно использовать практически по всем направлениям». Маршруты успешно трансформируются. «Мы с вами привыкли к прямым рейсам из Китая в Москву, к тому же на рынке оперируют шесть китайских авиакомпаний и несколько российских, которые предлагают прямые авиаперелёты из крупных городов Китая в столицу России. Однако в последние два месяца мы наблюдаем тренд роста популярности использования непрямых рейсов из Китая в Москву. Альтернативными вариантами в высокий сезон из Китая являются перевозки грузов через Дальний Восток», – отметил Сергей Еромасов. Грузоперевозчикам не хватает погранпереходов. Есть вопросы При этом российской стороне грузоперевозки даются нелегко. «Основой проблем наших грузоперевозок являются погранпереходы, на которых скапливается большое количество транспорта. Наши погранпереходы, которые были заточены на определённый объём и работу, не справляются, – сказал Константин Алексиу. – Более того, в связи с расширением санкций, скажем так, поддержка таможенных санкций со стороны Казахстана тоже активно влияет на транзит грузов через эту страну. В частности, участились случаи, когда грузы не пропускают, разворачивают. Выпускают из Китая, принимают уже, груз едет по Казахстану, выходит из Казахстана в Россию, и на каком-нибудь из погранпереходов по решению погранслужб машину разворачивают и отправляют обратно. Наша компания столкнулась с такой историей. Водителю удалось договориться. Логистические риски здорово возрастают». Ещё одна проблема – осуществление платежей в Китай. «Как показывает практика, появилось очень большое количество агентов, многие предлагают услуги по оплате. Но мало гарантий, большие риски», – отметил Алексиу. К концу года грузоперевозчики столкнулись с нехваткой дозволов – разрешений на международные автомобильные грузоперевозки. «Физическая нехватка китайских разрешений для российских автоперевозчиков привела к тому, что фактически весь декабрь у российских автомобильных перевозчиков отсутствует возможность осуществлять перевозки с Китаем, – отметил руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по ПФО Евгений Окунев. – Соответственно, наши конкуренты из Казахстана, Белоруссии, Монголии занимают эту нишу». Среди других проблем, которые также обозначил Евгений Окунев, – повышение контроля со стороны Ространснадзора за исполнением китайскими перевозчиками российского законодательства, а именно весогабаритных параметров перевозимых грузов и соблюдения режима труда и отдыха водителей. Взгляд в будущее Вскоре грузоперевозчики могут столкнуться с ещё одной сложностью. «Китай обрадовал нас, что будет вводить новые правила по экспортному контролю, – рассказал Константин Алексиу. – Пока до конца неизвестно, как будет выглядеть новая система, но могу сказать по опыту с другими странами. В частности, когда мы везли транзитный израильский груз из Узбекистана, с нас потребовали лицензию, которая должна была определить отсутствие двойного назначения груза и его мирного применения конечным потребителем. Это стоило около 500 долларов и выдавалось местным министерством информации. То есть будут дополнительные расходы». Эксперты заявили о необходимости открытия новых погранпереходов, расширении практики внедрения электронной очереди, которая уже неплохо зарекомендовала себя. «В ближайшее время планируется развитие полного электронного досмотра автомобилей, включая рентген и проведение контроля оформления транзитных деклараций», – сказал Алексиу. Все предложения войдут в резолюцию, которая традиционно готовится по итогам форума. «Транспортный форум – традиционное мероприятие Торгово‑промышленной палаты, на котором мы обсуждаем самые острые проблемы и вопросы, связанные с транспортной отраслью, – отметил генеральный директор ТПП Нижегородской области Иван Разуваев. – Впервые в рамках Транспортного форума мы обсудили проблемы и перспективы развития грузопотоков с Китайской Народной Республикой. Итоговые документы наших мероприятий направляются во все заинтересованные инстанции, и мы отслеживаем прохождение всех наших инициатив». Подать предложения для включения в итоговую резолюцию форума можно до 16 декабря в ТПП Нижегородской области.